Введение в мастеринг звукозаписей

Формально, мастеринг — это процесс подготовки и переноса записанной фонограммы на какой-либо носитель для последующего тиражирования. Традиционно, мастеринг был процессом переноса записей с магнитной ленты на мастер-диск на фонографическом станке для дальнейшего производства виниловых пластинок. Запись в буквальном смысле нарезалась на  лаковой основе тончайшим резцом, кстати, именно отсюда взялся термин про «нарезку» компакт-дисков. Станок был очень дорогостоящим и далеко не все даже крупные студии могли позволить себе нарезать диски самостоятельно на своем оборудовании.



Станки для нарезания винила, некоторые оснащаются микроскопом


Кроме этого, формат винила накладывал очень жесткие ограничения на записи: для того, чтобы игла проигрывателя не прыгала по пластинке. Не должно было быть перекоса между каналами, взаимопроникновение делалось порядка -30 дБ, что, по нынешним меркам, просто кошмарно — даже бытовая техника сегодня имеет этот показатель как минимум в два раза лучше. Также накладывалось серьезное ограничение на динамический диапазон — если уровень опустится ниже нормы, то дорожка перестанет существовать, и игла просто соскочит с неё. Если будет превышен определенный уровень, дорожки на диске пересекутся, надо следить за расстоянием между ними. На расстояние между дорожками — свое ограничение — от него зависит время звучания пластинки, поэтому для записи 20 минут музыки на одну сторону 12-дюймового диска сильно зажимали уровни, но даже если количество материала позволяет не беспокоиться о емкости носителя, все равно остается риск задеть алюминиевую основу болванки резцом, дорогим настолько же, сколько и тонким — его стоимость составляла несколько месячных зарплат мастеринг-инженера. Также из-за резкого скачка уровня  резец резко впивается в материал болванки и «вылетает».

Кроме этих чисто технических лимитов, нужно ориентироваться на «средний проигрыватель» — тяжело объяснить покупателю, который принес диск обратно в магазин с претензией «не звучит», что это не изготовитель виноват, а стоит улучшить домашнюю технику и немного заняться акустикой помещений — это бизнес, нельзя «подставлять» производителя проигрывателей и рабочих, делавших последний ремонт у этого покупателя.

Добавляем ко всей этой мешанине причин неприспособленность микшерных комнат большинства студий для мастеринга в плане контроля и психологическую невозможность звукорежиссеров делать мастеринг самим — много часов достигая максимально «того самого» звучания, очень трудно будет потом его осознанно портить, подгоняя под все технические требования.

Все эти и многие другие причины привели к появлению отдельных мастеринг-домов и профессии мастеринг-инженера — человека с хорошим слухом и обширным опытом работы, профессионального искателя компромисса.



Для сравнения — современные «станки для нарезания компактов»

С появлением CD-DA, станок был заменен АЦП и записывающим устройством, а болванку для штампования стали изготавливать цифровым способом. Формат CD снял большинство технических ограничений винила, cd-записывающие устройства уже более чем доступны. Многие студии стали отказываться от услуг мастеринг-домов, в основном, по экономическим причинам, а те, в свою очередь, были вынуждены сильно снизить расценки, чтобы стимулировать приток заказов, а это опасно сокращением затрат на техническую часть.

Студия мастеринга

Очевидно, что студия мастеринга должна значительно отличаться от студии записи и сведения. В первую очередь — контролем, так как это последний рубеж перед тем, как запись пойдет в продажу, когда еще можно обнаружить брак. С другой стороны, контроль в студии мастеринга должен быть максимально приближен к тем аппаратам и условиям, в которых предположительно будет прослушиваться запись, поэтому обычно в мастеринг-студиях стоят как минимум 3 пары мониторов — основные высококачественные, малые высококачественные и так называемый cheap-котроль (иногда называют еще шит-контролем), то есть нечто, радикально отличающееся от первых двух, но наиболее близкое к «средней системе». Если студия предназначена не только для мастеринга дисков, то набор мониторов может быть еще больше.

Еще первое, что привлечет внимание не знакомого с мастерингом человека — отсутствие огромной студийной микшерной консоли, каналов на 96, которая для многих является символом большой и хорошей студии — в мастеринговых студиях микшерный пульт если и ставят, то небольшой, размеры помещения также более скромные.

Зато на мастеринговых студиях в изобилии различные приборы финальной обработки звука — эквалайзеры и компрессоры, несколько видов генераторов дитера (специальный шум, добавление которого к цифровой записи минимизирует шумы квантования, делая запись более приятной на слух).

Процесс современного мастеринга

В последние годы, с быстрой миграцией музыки с больших дорогих студий с высококвалифицированным персоналом на маленькие «артистические», основанные на DAW (digital audio workstation, цифровая звуковая рабочая станция) студии, процесс традиционного мастеринга стал меняться. Многие из студий хорошо подходят для создания и записи музыки, но они обычно не приспособлены для точного сведения, из-за акустического оформления, техники или персонала (любая комбинация перечисленного). В результате мастеринг-студии все чаще стали сталкиваются с треками, которые хорошо звучат в музыкальном смысле, но акустически не сбалансированы, например, слишком низкий по уровню вокал или «гудящий» бас. В таких случаях мастеринг-инженер моментально попадает в серию компромиссов, потому что все уже смешано: если поднять вокал многополосной динамической обработкой, то гитарная партия в том же диапазоне тоже вылезет, точно также если прибрать гудящий бас эквалайзером, то бочка уйдет вместе с ним. Чем больше ошибок присутствуют в принесенном миксе, тем больше компромиссов возникает.

Разработанное и быстро освоенное индустрией в 2005 году решение этой проблемы — деление микса на четыре или больше частотных диапазона. Артист/звукорежиссер приносит трек на мастеринг в виде нескольких синхронизированных треков (файлов), названных делениями (separations), каждое деление — это отдельная группа инструментов, таким образом мастеринг-инженер может изменять сведение без компромиссов. Дополнительные преимущества этого метода — не нужны «альтернативные» миксы, не нужны дорогостоящие дополнительные сессии «вспоминания» микса или ремикса — потому как миксы больше не отвергаются студией мастеринга. В принципе любой относительно «близкий» микс может быть вылечен и улучшен, к тому же конечный продукт обычно звучит чище и детальнее за счет, кроме всего прочего, микширования на оборудовании более высокого класса с мастеринговым студийным клоком с низким джиттером.

Возможный недостаток метода — слишком много свободы для мастеринг-инженера для изменения микса — например, относительная громкость гитары и вокала. Поэтому обычно предоставляется еще и копия оригинального сведения как ориентир для инженера, чтобы мастер наследовал исходные музыкальные пропорции. Тут стоит заметить, что при традиционном мастеринге эти пропорции очень часто меняются из-за компрессоров и/или лимитеров, особенно когда люди хотят получить «громкий» CD (к сожалению, очень распространенная практика, часто называемая «войной громкости»). В экстремальных случаях микс может измениться весьма заметно — пики у инструментов с  большим динамическим диапазоном будут срезаны, а мягкие партии будут усилены. Некоторые партии могут провалиться, а другие сильно подняться по громкости вокруг них, особенно если неверно применяются многополосные динамические процессоры.

Профессиональные мастеринг-инженеры имеют значительный опыт в балансировании эффектов увеличения громкости и полноты с сохранением  наиболее близкого к оригиналу звучания — это область компромисса, которая требует тренированного слуха и значительного технического знания. Если прокрадется ошибка, то даже великий альбом, полный нетленок будет иметь качество «записано дома» против «куплено в магазине».

При мастеринге с делениями, когда громкость трека нежелательно увеличивается — можно это исправить без компромисса, так как основные музыкальные элементы обычно на разных треках. Может показаться, что это лучший способ всех времен и народов, повторюсь — могут быть проблемы в случае неопытного мастеринг-инженера, также не надо путать этот метод мастеринга со «сведением во время мастеринга».



Steinberg WaveLab — одна из лучших программ для мастеринга


Непосредственно процедура

Процесс мастеринга сильно зависит от материала, обычно мастеринг включает в себя следующие шаги:

  1. Загрузка треков в рабочую станцию
  2. Исправление проблем записи, например, — уровень, тональный баланс, артефакты, DC-офсет
  3. Составление последовательности треков, в которой они будут на конечном продукте (например, CD)
  4. Перенос записи на конечный носитель (CD-R, образ диска на HD и пр.)

Пример возможных действий во время мастеринга:

  1. Применение шумодава, чтобы убрать гудение и шипение
  2. Привести пики во всех треках к какому-то уровню, общий уровень не должен превышать 0 дБ
  3. Выравнивание соседних треков, чтобы не было скачков в восприятии баса, высоких, средних, громкости (см. про уровни) или панорамы.
  4. Компрессия (например, 1.5:1 начиная от -10дБ), чтобы прибрать пики и поднять более тихие партии
  5. В случае мастеринга для вещания, частотный диапазон должен быть уменьшен. Например, для телевидения нужен high-pass -18 дБ фильтр на  80 Гц и low-pass на 12 кГц на -9 дБ

Немного об уровнях

Несмотря на то, что производители записи не имеют возможности напрямую влиять на громкость воспроизведения их треков у конечного пользователя, все равно в недалеком прошлом с появлением CD была «война за громкость» — каждый старался, чтобы именно его компакт звучал наиболее громко при одинаковых настройках проигрывателя, правда, есть и объективная причина — уход от шумов.

В аудиопроизводстве принято измерять среднюю громкость в RMS — Root Mean Square (среднеквадратическое значение),  чем больше значение RMS, тем громче звук.

Громкие записи имеют пики RMS около -7, тихие около -16, область наилучшего восприятия около -12.

Это параметр, наиболее близко отражающий восприятие громкости трека слушателем, но нет гарантии, что разные треки с одинаковым RMS будут восприниматься одинаково. Восприятие сильно зависит от частотного диапазона сигнала, насыщенности фонограммы.

Иногда, в погоне за RMS допускают незначительный клиппинг сигнала, однако в этом случае добавляются искажения и уменьшается панч.

Софт, подходящий для мастеринга

Мастеринг можно делать и без компьютера, но в современном мире наиболее разумно все-таки его применить. Это список профессионального софта и программно-аппаратных решений, предназначенных для мастеринга:

  1. Sonic Solutions — считается лидером, но доступность продуктов практически исключает применение при ограниченных бюджетах
  2. Digidesign Pro Tools — по сравнению с Sonic Solutions более известный продукт и более доступный, особенно если брать во внимание LE-версию

Полностью программные, думаю, в особом представлении не нуждаются, так как знакомы большинству читателей:

  1. Magix Samplitude
  2. Steinberg WaveLab
  3. Adobe Audition
  4. Sony SoundForge + CD Architect
  5. Emagic Logic Pro Waveburner

Статья не претендует на полноту, но надеюсь, что слово «мастеринг» стало более понятным для читателя, а в конечном итоге все решает опыт работы.

PS. На сладкое — цитата с одного профессионального форума: «Мастеринг в России придумал Субботин, чтобы разводить на деньги доверчивых артистов. И психовоздействие на артиста оказывается столь сильным, что результат продолжает артисту нравиться даже через достаточно большое время».


RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

Коммуникатор RoverPC Pro G7

Выпуская первые коммуникаторы на базе Windows CE (точнее к тому моменту уже Windows Mobile) производители, очевидно, нацеливались на рынок мобильных телефонов и смартфонов, а не на куда меньший, но идеологически родственный сегмент КПК. Политика оказалась здравой — очень быстро продажи коммуникаторов и Windows-based смартфонов вышли на уровень, который КПК и не снился. Однако у каждой медали есть и обратная сторона. В данном случае ей оказалось сознательное «ухудшение» всех потребительских качеств устройств, отличных от коммуникационных возможностей, а точнее — принесение их в жертву компактности и энергоэффективности. Относительно низкопроизводительные процессоры Texas Instruments и Samsung, дисплеи с диагональю 2,4-2,8 дюйма и разрешением qVGA, отказ от емких карт CompactFlash и Secure Digital в пользу «недомерков» miniSD/microSD — все это не сильно напрягало человека, который покупал себе первый коммуникатор на замену мобильному телефону (там все до сих пор еще хуже), однако вряд ли могло привлечь того, у кого уже был хороший «цифровой помощник». И даже высокая степень интеграции, позволяющая вывести функциональность устройства в целом на новый уровень, недостижимый привычной связке из телефона и КПК, душу грел слабо. Казалось бы, ничего страшного — кому нужен коммуникатор, тот его и купит, а кому не нужен, может продолжать подбирать себе именно «классический» КПК, но вот сегмент рынка последних устройств достаточно быстро схлопнулся. Образовался огромный зазор между различными мобильными устройствами. В самом деле: снизу все достаточно логично и на любой вкус — простые и дешевые мобильники, топовые функциональные модели последних, смартфоны, коммуникаторы. Выше — тоже все нормально: UMPC и нетбуки появились, далее субноутбуки, полноценные ноутбуки, DTR. Каждый следующий уровень мог предложить покупателю большую производительность и функциональность за счет меньшей мобильности, но слишком уж велика была разница между коммуникатором и UMPC.

И только в последний год ситуация на рынке начала меняться. Во-первых, выход новых низкопотребляющих и дешевых процессоров линейки х86 позволил несколько «опустить» UMPC, доведя цену, габариты и автономность компактных моделей почти до уровня былых «тяжелых» КПК. Во-вторых, начали появляться и топовые модели коммуникаторов, уже превосходящих любой былой КПК и по размеру дисплея, и по производительности процессора, и по прочим параметрам. Спору нет — подобные устройства выходили и пару лет назад (достаточно вспомнить HTC Advantage), однако стоили безумно дорого, имели слишком уж большие габариты, да и прочими достоинствами похвастаться не могли — слишком уж легко последние превращались в недостатки. В общем, были они нишевым товаром. Сейчас стали куда более массовым :) В-третьих же где-то на стыке «тяжелых» моделей и массовых компактных коммуникаторов образовался новый класс устройств, своим появлением обязанный началу массовых продаж VGA-дисплеев с диагональю 2,8 дюйма. Энергопотребление последних оказалось чуть ли не ниже, чем у «старых» qVGA того же размера, большое количество точек на экране таки заставило производителей использовать более мощные платформы (а не самые дешевые), но самое главное — цена этих устройств в конечном итоге оказывалась не сильно большей, чем у более старых менее мощных моделей. Да, конечно, конкурировать с бюджетными моделями, опустившимися в ряде случаев до 10 тысяч рублей или около того (что вполне сравнимо с топовыми мобильниками, не говоря уже о смартфонах) все равно не получается, но VGA это все-таки VGA :) А диагональ экрана... Многим, наоборот, более критична меньшая зернистость изображения, а она при одинаковом разрешении на 2,8 дюйма по-определению меньше, чем на 3,5 дюйма. Ну и окончательно застой на рынке всколыхнула новая мода «выкинь стилус — тыкай пальцем» :) Тоже палка о двух концах, разумеется — не все «тонкие операции» можно выполнять пальцем ввиду большого размера последнего, так что приходится либо урезать функциональность устройства до уровня полного убожества (понятно, на кого намек), либо все-таки оставлять стилус в комплекте в качестве дополнительного устройства, но тенденция здравая: для выполнения многих операций пальцевого ввода вполне достаточно (не все ж время в «Шарики» играть :)). Вот и пошли анонсы новых устройств один за другим. Иногда очень претенциозных, иногда — нормальных сбалансированных рабочих лошадок, не обещающих «всех убить» на рынке, зато вполне адекватно справляющихся с возлагаемыми на них задачами, причем за вполне разумные деньги. Рассматриваемое сегодня нами устройство как раз и относится к последнему классу, причем внимание пользователей к себе привлекло еще до начала фактических продаж. И было чем.

Комплект поставки и характеристики

Как это обычно и бывает, к нам в руки G7 попал в традиционном виде: гарнитура, USB-кабель и универсальная зарядка с разъемом USB-типа А (т.е. пригодная для фактически всех современных мобильных устройств, независимо от степени стандартности используемых непосредственно ими разъемов). Официальный же комплект поставки должен включать в себя дополнительный стилус, CD с программой навигации (благо GPS-приемником G7 снабжен, что стало уже хорошей традицией), а также мелким бонусом в виде карты microSD на 0,5 ГБ. В общем-то разумный вариант, с учетом того, что встроенной памяти традиционно мало, хотя при сегодняшнем уровне цен могли бы отжалеть карту и побольше — ну уж гигабайта на два минимум :) Впрочем, и то хлеб. Если мультимедийными задачами устройство не перенапрягать, так и вполне может хватить, а если на это налегать, так все равно приобретать карту на 8-16 ГБ и размер комплектной так или иначе перестает иметь значение.

Зато технические характеристики впечатляют:

  • Процессор Marvell PXA310 с частотой 624 МГц (основной) + Qualcomm 6280 (связь);
  • 128 МБ оперативной памяти, 256 (доступно 176,5) МБ флэш-памяти;
  • дисплей с разрешением 480х640 пикселей, диагональю 2,8 дюйма, 16-битый цвет;
  • Операционная система Microsoft Windows Mobile 6.1 Professional (сборка 19208.1.0.1);
  • Модули беспроводной связи Wi-Fi IEEE 802.11b/g, Bluetooth 2.0 + EDR;
  • Модуль связи стандарта GSM/GPRS/EDGE 850/900/1800/1900;
  • Модуль связи 3G UMTS/HSDPA/HSUPA 850/1900/2100;
  • Модуль спутниковой навигации Qualcomm gpsOne;
  • FM-радио;
  • Сенсор движения;
  • Слот карт памяти microSDHC;
  • Основная CMOS фотокамера с разрешением 3 мегапикселя и автофокусом, дополнительная VGA камера;
  • Аккумулятор ёмкостью 1500 мАч;
  • Размеры 110 x 60 x 16,9 мм;
  • Масса 119 г.

Итак, что мы имеем? Мощный процессор, 128 МБ ОЗУ, полный набор коммуникационных модулей, GPS и радио. В общем, если б все в данной модели было под стать ТТХ, получилась бы бомба :) К сожалению, есть у устройства и ряд недостатков, низводящих его до положения просто хорошего коммуникатора.

Дизайн и внешний вид

Основной претензией, выдвигаемой к G7 во многих обзорах были несколько архаичные пропорции, а в особенности — «большая» толщина. Да, действительно — очень уж тонким устройство не назовешь: для современных коммуникаторов более типична толщина менее 15 мм, что G7 перекрывает аж на 2 мм. С другой стороны, и слишком уж громоздким он не выглядит. Есть ощущение, что при широкоформатном дисплее смотреля бы коммуникатор изящнее :) А так — типичное устройство среднего класса. Ладно скроен, крепко слеплен, но дистрофией явно не страдает.

Еще к архаике явно тяготеет большое количество аппаратных кнопок, что тоже уже перестало быть типичным. Считать это недостатком устройства не стоит — просто особенность: многим как раз не нравится современная мода на сенсоры. Да и классический интерфейс Windows Mobile не сильно-то тяготеет к управлению пальцем, так что комплект из двух аппаратных кнопок управления звонками, четырехпозиционного джойстика с центральной кнопкой на лицевой панели, jog-dial и кнопка возврата из меню на левом боку иногда оказывается очень хорошим подспорьем. Многие как раз специально ищут аппарат с колесиком, привыкнув именно им прокручивать текст — вот оно, пожалуйста.

Основной материал корпуса устройства — пластик soft touch, имитирующий резину. Ребро жесткости компьютера, проходящее по всем боковым граням, изготовлено из крашенного «под  металл» пластика. Передняя панель покрыта прозрачной пленкой. Бортиков у дисплея нет, что облегчает управление пальцем, если, конечно, вы найдете удобным делать это при имеющемся наборе софта (впрочем, от soft-клавиш, по крайней мере, удалось отказаться совсем безболезненно). Качество сборки G7 находится на хорошем уровне, детали корпуса впечатление хлипких не производят.

Обратная сторона коммуникатора используется для размещения главной фотокамеры и основного динамика компьютера. Основная площадь задней панели занята аккумуляторным отсеком. Сверху расположена кнопка включения питания, по совместительству также являющаяся и кнопкой его выключения (что стало модным — раньше вот как-то обходились и без выключения коммуникаторов :)) при длительном нажатии или перехода «в спячку» при коротком.

Боковые грани корпуса коммуникатора несут основную нагрузку по размещению разнообразных элементов управления. Слева располагаются колесико, клавиша возврата, заглушка слота microSD, а на устройствах первых партий — и TV-выход. Справа — кнопка камеры, Reset, 2,5 мм выход на наушники и стандартный разъем USB mini-B (в интерпретации малограмотных сограждан «mini-USB» :)). Также вдоль правого борта расположен отсек для пера. Последнее в этой модели достойно похвалы — мощная телескопическая конструкция, в разложенном состоянии почти достигающая длины в 11 сантиметров. С учетом того, что пользоваться им придется весьма часто...

Программное обеспечение и настройки

Увы, но программная составляющая является самым большим разочарованием от процесса общения с устройством, поскольку вместо разнообразных облегчающих использование настроек большую часть времени мы имеем дело со «звериным оскалом» стандартного интерфейса Windows Mobile. Компания честно попробовала немного облагородить его под нужды «пальцевого» ввода, но сделала это лишь поверхностно.

Итак, что мы имеем из надстроек? Апплет для «тудея» во-первых. Позволяет удобным образом смотреть текущее время и дату и обеспечивает доступ к будильнику (штатному системному) на первой закладке, а еще две закладки предназначены для настройки пользователем — каждая из них содержит по 12 значков для быстрого доступа к программам. По замыслу производителя, похоже, первая из них предназначена именно для прикладных программ, а вторая — для перехода к настройкам, однако заполнять их владелец устройства может в каком угодно виде.

Альтернативным способом управления устройством является приложение «Меню», вызову которого отдана одна из софт-кнопок в режиме ожидания. На первом уровне (где группы программ) выглядит достаточно симпатично, но глубже вырождается в обычные линейные списки. Впрочем, свою задачу выполняет — действительно, одной рукой можно достаточно быстро запустить любое приложение. Проблема только в том, что приложений-то «под пальцы» почти и нет, а для управления штатными придется все же извлекать стилус, либо пользоваться аппаратными кнопками. Компания даже не позаботилась вложить в комплект удобную экранную клавиатуру, ну а стандартная от Microsoft нередко вызывает слово недоброе и неласковое даже из уст тех, кто не против использования стилуса :)

Вот даже дополнительный «Диспетчер задач» имеет традиционный интерфейс с управлением софт-кнопками. Впрочем, функциональность его невелика — просто сама по себе Windows Mobile без надстроек приложения только сворачивает, а лазить в апплет «Память» для «убийства» уже ненужных приложений то еще удовольствие, вот и сделали маленькую, но более удобную программку. Но тенденция на лицо: аппаратно G7 вполне пригоден для пальцевого ввода, а вот о программной составляющей производитель не позаботился. Кстати — обратите внимание на прожорливость «Меню» при всей его простоте ;)

Еще одной модной современной тенденцией является использование в коммуникаторах и смартфонах датчиков движения. Опять же — сам по себе датчик вещь дешевая, но без хорошей программной поддержки практически бесполезная. Зато при ее наличии очень удобная. К сожалению, не в этом случае — фактически мы можем использовать датчик только для поворота при просмотре фото и видео, «перетряхивать» музыку при прослушивании музыки, а также допустимо «стряхнуть» нежелательный входящий звонок или звенящий будильник. И еще есть в комплекте игрушка Marble, в которой необходимо провести шарик по лабиринту, датчик движения использующий. На этом — все. Дальше если что и получится, то только самостоятельно.

Кроме упомянутых игры и «стартовых» надстроек , список дополнительных программ крайне небогат: довольно простенький диктофон (пригоден, разве что, для заметок, поскольку во время телефонного разговора записывать собеседника не умеет), Java-машина от Esmertec, да приложение для работы с радиоприемником.

В общем, можно констатировать факт, что на программном обеспечении компания сэкономила, причем очень сильно. Да, из Windows Mobile можно сделать все, что угодно, однако в тех случаях, когда производитель об этом не позаботился, пользователь может уйти недовольным. Причем даже не сделав покупку :) Особенно если учесть давнюю тенденцию производителей комплектовать свои устройства как минимум необходимым набором программного обеспечения, не полагаясь на «голую» WM (где до сих пор нет даже программы резервного копирования — пусть хоть простенькой и только контактов), а как максимум — заставлять устройство «из коробки» сразу же выполнять даже самые прихотливые запросы, лишь бы их вообще можно было программно реализовать.

Дисплей и звуковая подсистема

Раз уж выше мы про радио упомянули, давайте с этим приложением и закончим. Очень простой интерфейс, память на 24 станции (разбитая на две группы по 12), которым даже свои названия дать невозможно, а уж о поддержке RDS и речи не идет — словом, ничего особенного: на уровне дешевых плееров. Есть подозрение, что найдись в устройстве выход на наушники стандартного диаметра (который, вообще говоря, прекрасно поместился бы на боковине, никому не мешая), радио бы иногда спросом пользовалось, а так для мультимедийных задач лучше уж использовать Bluetooth-гарнитуру, в каковом случае FM-приемник не работает.

Зато качества дисплея компании стыдиться нечего — настоящий VGA 2,8 дюйма. Не широкоформатный, что ныне уже не очень модно, но у стандартных пропорций 4:3 есть как минус (видео все чаще в формате 16:9 встречается), так и плюс — проблем с программами не бывает. Не можем сказать, что часто сталкивались с оными на дисплеях отличных от «стандартных» пропорций, но бывает такое, что некоторые приложения «поглюкивают», а некоторые — используют площадь дисплея не целиком, оставляя по краям некрасивые полосы. Здесь, по вполне понятным причинам, такого нет. Опять же — у относительно небольшой диагонали кроме очевидного недостатка есть и достоинство — если на 320х240/400х240 даже меньшего (не говоря уже о большем) размера жить без ClearType невозможно, то здесь данная технология не требуется. Таким образом, дисплей будет наиболее высоко оценен теми, кто работает с текстом, пусть и не очень понравится желающим смотреть фильмы. Цветопередача хорошая, углы обзора для практического использования достаточны, на ярком свету изображение, очевидно, выцветает и становится плохо различимым, однако это общая беда всех цветных ЖК-дисплеев мобильных устройств.

Основной динамик устройства — на среднем уровне. Во всяком случае, звонки пропускать не доводилось, но вот слушать на нем музыку не стоит :) Сложилось ощущение, что, как динамику, так и выходу на наушники не помешал бы некоторый запас громкости — слушать музыку в метро при помощи комплектной гарнитуры также затруднительно. Положение исправимо полным отказом от проводов и переходом на Bluetooth, но мы придерживаемся мнения, что, раз уж выход на проводные наушники есть, он должен работать без нареканий.

Возможности регулировки, как яркости дисплея, так и громкости стандартные для Windows Mobile. Никакого программного обеспечения для поддержки профилей звука или тонкой настройки дисплея в комплекте нет. Впрочем, с учетом того, что было выше сказано о программном обеспечении вообще, ничего удивительного в этом нет.

Беспроводные интерфейсы и GPS

Как и большинство современных коммуникаторов, G7 предоставляет возможность воспользоваться наиболее распространенными беспроводными сетями связи. В том числе и связи 3G, жителям Московского региона интересной лишь на дальнюю перспективу :) А вот GPRS/EDGE в условиях сельской местности, либо Wi-Fi в тесной городской застройке можно использовать уже сейчас.

Как уже стало (не)доброй традицией для бюджетных коммуникаторов, за исключением замены стандартному апплету Wireless Manager у G7 отсутствуют дополнительные утилиты для работы с беспроводными интерфейсами. Менеджер симпатичный, одно из немногих приложений с управлением пальцами, но и только то — вся непосредственная работы выполняется уже привычными средствами операционной системы. У чего есть и хорошие стороны — зато все они давно уже отлажены, так что, по крайней мере, работают, не пытаясь поразить пользователя странностями поведения.

Несмотря на использование центрального процессора от Marvel, конфигурация устройства включает модуль спутниковой навигации gpsOne от Qualcomm. Одна из особенностей чипа — поддержка технологии Assisted GPS, которая позволяет получать навигационную информацию от наземных передатчиков, объединенных с системой сотовой связи (пусть и почти с никаким качеством, но понять, в какой город вас занесло, точно можно :)). Кроме того, для ускорения процесса определения местоположения, отдельная программа загружает базовую информацию о местоположении спутников. Но и без ее использования время «чисто холодного» старта вполне сравнимо с «эталоном» SiRF Star3, т.е. ужасы первоначальных разработок Qualcomm (когда аппараты иногда находили спутники тогда, когда человек уже успевал от дома до работы доехать) остались в прошлом. В комплект устройства входит программа АВТОСПУТНИК, давно уже многим знакомая.

Камеры

Коммуникатор оснащен двумя фотокамерами, обе используют CMOS матрицы. Основная камера имеет разрешение 3 мегапикселя и систему автофокусировки, на передней же панели помещена «web-камера» для видеозвонков (что в местах с покрытием сетей третьего поколения вполне может быть актуально). Качество снимков вообще всех сегодняшних коммуникаторов обычно попадает в диапазон от ужасного до просто плохого, G7 тут не исключение. К общим проблемам абсолютно всех мобильных устройств в виде низкой светочувствительности и довольно высокого уровня шумов, здесь также добавляется отсутствие вспышки, так что не стоит пытаться снимать портреты в пасмурную погоду. Пейзажи устройству удаются лучше, но, разумеется, уже привычное «телефонное» качество ни с чем не спутаешь. Увы, но даже лучшие мобильные устройства все еще несравнимы даже с бюджетными «цифромыльницами» пятилетней давности, и никакими мегапикселями это дело не исправить.

С другой стороны, сфотографировать ценник в магазине, рекламный щит на память и прочие подобные элементы пейзажа можно. Равно как и переснимать документы — распознать текст потом труда не составляет.

Видеосъемка ведется в форматах 3GP или MPEG4. Разрешение — 176 х 144 или 320 х 240, а частота кадров не превышает 15. В общем, тоже больше для забавы, а не для конкуренции хотя бы с «мыльницами». Впрочем, тоже самое можно сказать о всех бюджетных коммуникаторах и смартфонах, да и не только о бюджетных.

Время автономной работы

Аккумуляторная батарея у RoverPC G7 имеет паспортную ёмкость 1500 мАч, что достаточно неплохо. В режиме чтения коммуникатор отработал чуть более 12 часов, в программе Haali Reader был открыт текстовый файл, запущена автопрокрутка, яркость подсветки дисплея установлена на 75%. Воспроизведение аудио-файла в программе GSPlayer продолжалось на протяжении уже 13 часов, дисплей был отключен. Более приближенный к реальности результат — WMP, файлы в случайном порядке с карты памяти, выключена подсветка, но не весь дисплей, музыка воспроизводилась через Bluetooth-стереогарнитуру: порядка 7,5 часов. Столько же коммуникатор работает и в режиме навигатора, а минимальное время его работы составляет три целых три четверти часа: все возможные модули связи включены, подсветка экрана максимальная, на воспроизведение по Wi-Fi запущен видеоролик. В общем и целом для такой аппаратной начинки результат очень хороший.

Производительность компьютера

В общем-то, достаточно лишь повторить строку из технических спецификаций, поскольку более мощные аппаратные платформы пока в продаже просто не встречаются :) Индекс воспроизведения тестового ролика (512х384 пикселей, скорость потока 2096 кбит/с) в программе TCPMP превысил 101%. Замечу, что даже Toshiba Portege G900 с чипом Marvell (но меньшей тактовой частоты) в аналогичном тесте показал результат 97%, а Samsung WiTu на таком же, как у G7 процессоре, достиг результата 121%, но последний комплектуется дисплеем с разрешением лишь 240 х 400 точек. В общем, на G7 фильмы смотреть можно, причем, как правило, в специальной конвертации они не нуждаются. В бизнес-задачах же производительности хватит с большим запасом, причем комфорту работы в немалой степени будет способствовать и 128 МБ оперативной памяти.

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная цена устройства в Москве, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

RoverPC Pro G7
$520( 7)

Итого

Аппаратно устройство получилось крайне интересным. Да, к недостаткам можно отнести достаточно большую с точки зрения сегодняшнего дня толщину, однако те, кто предпочитает носить устройство в кобуре на поясе, этого просто не заметят. Серьезных конкурентов в этом ценовом классе у устройства нет. HTC Touch 3G компактнее, но снабжен лишь qVGA–экраном, имеет меньший «запас хода» и процессор несколько слабее. Touch Diamond до сих пор популярный при отличном дисплее и отличном дизайне корпуса не может похвастаться столь же высокой производительностью, а за ограничение доступного объема памяти четырьмя гигабайтами без возможности расширения инженеры компании заслуживают того, чтобы их облили смолой и вываляли в перьях :) Samsung WiTu симпатичен внешне и построен на аналогичном процессоре, однако его сильно портит большой дисплей с низким разрешением и стилус на веревочке (для решения простых задач этой модели, впрочем, ненужный). Рассматривать же в качестве конкурентов HTC Touch HD или Max 4G просто несерьезно — они дороже в полтора раза. В общем, с этой точки зрения претензий нет.

А вот к программному обеспечению есть и немалые. Фактически Rover оставляет пользователя наедине с Windows Mobile. Эта система далеко не так страшна, как ее иногда малюют, однако в «базовом виде» представляет собой скорее легко тюнингуемый полуфабрикат, нежели законченное решение насущных пользовательских задач. А чтобы получить от нее всего и по максимуму, придется все-таки тратить время и усилия на поиск подходящих приложений, настройку и прочее. В общем, G7 — не лучший выбор для начинающего пользователя. Но очень хорош для тех, кто приобретает уже не первый коммуникатор. Обычно такие люди уже имеют какие-либо собственные предпочтения по отношению к интерфейсу и набору прикладных программ, не испытывают глупых фобий перед стилусом, а новомодные надстройки «под пальцы», наоборот, не всегда жалуют, не желая разбираться с последними. Именно такие покупатели наиболее высоко, как нам кажется, оценят и начинку коммуникатора, и наличие аппаратных органов управления («джойстик» и колесико), и отсутствие необходимости платить за приложения, которыми они все равно не станут пользоваться :)


RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

ЖК-монитор Samsung SyncMaster LD220G

Часто получается, что основным рабочим компьютером является ноутбук, и если, работая в мобильных условиях, можно смириться с небольшим экраном и прочими неудобствами, то, используя ноутбук на постоянном рабочем месте, хочется и мышку нормальную подключить и экран большего размера. С мышкой проще — подойдет любая. С монитором сложнее, так как, с одной стороны, выгоднее использовать оба отображающих устройства — и экран ноутбука, и внешний монитор — одновременно. С другой стороны, даже на самой низкой подставке картинка типичного монитора будет заметно выше, чем на экране ноутбука, что очень некомфортно. Специально для такого случая компания Samsung предлагает мониторы серии LD с низким расположением блока экрана и с возможностью подключения по USB в качестве удобной альтернативы обычному VGA-подключению. На тестировании у нас была модель Samsung SyncMaster LD220G — с 21,5" экраном.

Изображение на экране - CC(BY) www.nataliakulikova.ru

Внешний вид

Корпус монитора изготовлен из черного пластика с глянцевой зеркально-гладкой поверхностью. Эта поверхность не очень устойчива к появлению царапин, да и следы от пальцев на ней заметны. Не случайно в комплект поставки заботливый производитель включил специальную салфетку для чистки и полировки. Поверхность экрана тоже глянцевая, что органично смотрится в обрамлении глянцевой же рамки, но в некоторых условиях освещения экран может сильно бликовать.

Side

Монитор оснащен сенсорными кнопками управления. Выемка и значок кнопки включения отмечают место, где расположен индикатор питания (светится красным в работе, мигает красным в режиме ожидания и не горит, когда монитор выключен) и, собственно, кнопка включения/выключения. При включении монитора загораются значки еще трех кнопок (тоже с красной подсветкой), расположенные левее кнопки включения. На нажатие пальцем кнопки реагируют четко и быстро. Через какое-то время без использования, кнопки гаснут, и тогда на рамке ничего не выдает место их расположения. Чтобы включить их подсветку, нужно приложиться пальцем в районе одной из них или просто провести пальцем по рамке, чтобы наверняка задеть хоть одну. Это действие за нажатие не считается. Разъем питания и интерфейсные разъемы расположены в нише на задней панели и ориентированы вниз.

Connectors

Подключать кабели не очень удобно. В этой нише можно найти и разъем для замка Кенсингтона. В транспортном положении подставка прижата к блоку экрана. Преодолев заметное сопротивление, ее можно отогнуть в рабочее положение, обеспечивающее наклон экрана 10 градусов назад. Подставка отгибается и на больший угол, допуская 30 градусное отклонение блока экрана, но для этого нужно преодолевать сопротивление пружины, возвращающей подставку в исходное положение.

Stand   Stand

Впрочем, вес блока монитора уравновешивает это сопротивление. Аккуратисты могут пропустить кабели сквозь большое круглое отверстие в подставке. На нижней кромке монитора есть две резиновые ножки, а на нижней кромке подставки — обрезиненный валик. В результате, монитор хорошо фиксируется на гладких поверхностях, не царапает их, и его наклон легко регулируется. Монитор довольно тяжелый, просто так его со стола не смахнешь. Сзади, в верхней части видно вытянутое углубление с вентиляционной решеткой, за которое монитор удобно брать при переноске.

Rear

Коммутация

Монитор оснащен обычным VGA-входом. USB-вход обеспечивает работу концентратора на два порта, но, кроме того, позволяет подключать монитор по USB-интерфейсу, предлагая альтернативный способ передачи изображения на монитор. Для использования во втором качестве, придется установить драйвер и управляющую программу из пакета DisplayLinkUsb. Поддерживаются Windows XP (SP2 и выше), Windows 2000 (SP4 и выше) и Windows Vista. Рекомендуется обеспечить как минимум 512 МБ оперативной памяти и одноядерный процессор с частотой 1,2 ГГц для офисной работы, и 1 ГБ и двухядерный процессор 1,6 ГГц - для просмотра видео. После инсталляции в системе всегда присутствуют 3 процесса (запускаемые через службу),

OSD

а при подключении монитора, поддерживающего DisplayLink, в трее появляется иконка управляющей программы, которая позволяет быстро настраивать характеристики монитора, в частности, включать режим копии или расширения рабочего стола.

OSD

Два USB-выхода на мониторе позволяют организовывать последовательное подключение мониторов по USB (до четырех в цепочке)

OSD

и параллельное (до шести всего), также допустимо подключать до четырех USB-устройств.

OSD

Нужный вход, VGA или USB, выбирается в меню.

OSD

Кроме того, есть функция автоматического поиска - при пропадании сигнала на текущем входе, монитор переключается на другой, не обнаружив и там, возвращается обратно и так несколько раз. После этого, не обнаружив сигнала, монитор переходит в спящий режим.

Для полноты счастья не хватает еще цифрового видеоинтерфейса (желательно, HDMI для совместимости с плеерами) и встроенных колонок, превосходящих качеством типичные ноутбучные.

Меню, локализация и управление

Несмотря на экономию на кнопках, навигация по меню удобная и быстрая, отчасти из-за скудного количества настраиваемых параметров. К сенсорным кнопкам привыкаешь быстро.

OSD

В нижней строчке меню выводится подсказка по текущим функциям кнопок. При настройке изображения, меню остается на экране, но оно занимает немного места, поэтому не очень мешает оценке вносимых изменений. Когда нет меню, то кнопка вниз отвечает за вызов автоподстройки под параметры VGA-сигнала, кнопка вверх — вызов настройки яркости. Есть две версии экранного меню — английская и какая-то иероглифическая.

OSD

В комплекте мы обнаружили диск с драйверами монитора, DisplayLinkUsb, программу для визуальной настройки монитора Natural Color Pro, цветовой профиль и руководство пользователя на японском языке. С сайта компании удалось скачать английскую версию руководства. Кстати, там, в списке языков меню, русский присутствует, так что есть надежда, что серийные экземпляры будут русифицированы.

Изображение

Настроек — крайне мало, что определяет утилитарное предназначение монитора — подключил и работай. Собственно, из настроек изображения есть только регулировка яркости. Предустановленные значения яркости хранятся в трех профилях, вручную ее можно изменять в диапазоне от 0 до 100. А при выборе профиля Dynamic Contrast настройка яркости блокируется, и включается режим динамического изменение яркости — на светлых изображениях она повышается, на темных — понижается.

OSD

Параметр Image Size определяет режим геометрической трансформации.

OSD

В режиме Auto картинка вписана в границы экрана с сохранением исходных пропорций, в режиме Wide — принудительно растянута на весь экран.

При VGA-подключении, на удобных изображениях автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала выполняется быстро и правильно. Поддерживается разрешение как минимум, до 1920x1080 пикселей включительно. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без артефактов. В режиме 1920x1080 четко различаются полоски через один пиксель, артефактов нет, цветные линии толщиной в один пиксель выводятся хорошо, без потери цветовой четкости. По субъективным ощущениям, цвета правильные и насыщенные. На шкале серого можно различить все градации в диапазоне от 0 до 255 с шагом через 1. При уменьшении параметра Brightness от 0 до 100 падает яркость, но количество различимых градаций не меняется. На взгляд, белое поле равномерное, на черном поле присутствует заметная засветка в виде вытянутых областей сверху и снизу.

OSD

Впрочем, при типичной офисной работе ее не видно, но она может отвлекать при просмотре широкоформатных фильмов с соотношением сторон картинки 2,35 к 1. В этом случае лучше средствами плеера включать масштабирование до 16:9 с обрезкой краев. Все оттенки цветов синтезируются с помощью динамического смешения цветов (дизеринга). Визуально скорость матрицы небольшая, объекты в движении слегка смазаны, есть хвост, но нет артефактов. Углы обзора скромные, но лучше, чем у подавляющего большинства ноутбуков. Белое поле, при отклонении взгляда от перпендикуляра к экрану, меняет оттенок и темнеет, а черное - светлеет. При отклонении вниз и вверх, оттенки инвертируются.

При USB-подключении качество статической картинки визуально неотличимо от картинки при VGA-подключении — все четко, артефактов нет, на шкале серого различаются все оттенки. Динамическое изображение выдает способ подключения — картинка подтормаживает. Скорость перерисовки зависит от текущего разрешения, от того, какая часть картинки меняется, и от производительности компьютера. Например, на компьютере с одноядерным процессором 1,8 ГГц под Windows XP в случае незначительного обновления по площади при 800 на 600 пикселей получилось 39 кадр/с, 1024x768 — 33 кадр/с, и 1920x1080 — 15 кадр/с. Видео разрешения DVD в полноэкранном режиме воспроизводилось более-менее нормально, но иногда чуть подтормаживало, при этом только под XP на мониторе отображалось содержимое окон видеоплееров (Windows Media Player и Media Player Classic Home Cinema). Впрочем, из описания к драйверу DisplayLinkUsb следует, что возможность отображения видеоокон зависит от способа отрисовки, режима, в котором работает графическая система Windows Vista, драйвера и типа видеокарты и т.д. При смене кадров изображение обновляется сразу экраном, видимо, используется вывод из кадрового буфера монитора. Подводя итог, можно сделать вывод, что для просмотра видео и тем более для динамичных игр надежнее использовать VGA-подключение. Кстати, пропускной способности USB 2.0 High speed может хватать максимум на 480*1024*1024 / (1920*1080*24) = 10 кадр/с при разрешении Full HD и при обновлении всего экрана.

Тестирование ЖК-матрицы

Часть параметров матрицы мы проверили с помощью наших приборов. Методика подробно описана тут.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи, использовали колориметр GretagMacbeth Eye-One Display LT. Целевые параметры: гамма = 2.2, точка белого = 6500 К. Все тесты, если не указано иное, проводились при USB-подключении и при отключенном Dynamic Contrast.

Цветовая температура на различных участках шкалы серого, K (delta uv)
25%*
(63, 63, 63)
50%
(127, 127, 127)
75%
(191, 191, 191)
100%
(255, 255, 255)
7350 (0,213) 6190 (0,315) 5890 (0,461) 5470 (0,524)
* 0% – черный, 100% – белый.

Цветовая температура уменьшается от черного к белому, впрочем, изменение это плавное, да и температура не так сильно отличается от стандартных 6500 К. При желании, можно использовать программную калибровку. Ниже приведены графики коррекции, полученные при калибровке с помощью программы Eye-One Match для VGA-подключения (при USB-подключении что-то с чем-то конфликтовало, и результат получился странным).

Curve

Избыток красного слегка растет с ростом яркости, но, в целом, кривые идут близко к диагонали (гамма-кривая близка к стандартной). Цветовой охват близок к sRGB.

Gamut

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График показывает зависимость яркости от полутона при VGA- и USB-подключении.

256

От 0 до 255 яркость следующего оттенка всегда выше предыдущего. Рост прироста яркости, в целом, равномерный. Яркость при USB-подключении почему-то чуть выше. Аппроксимация полученных гамма-кривых дала показатель 2,33 (VGA) и 2,36 (USB), что немного больше стандартного значения 2,2.

Измерение равномерности черного и белого полей и яркости

Измерения яркости небольшого участка экрана в заданном направлении проводились высокочувствительным узконаправленным (4+/-0,5 градуса) датчиком. При измерении равномерности белого и черного полей, датчик последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). При этом ось датчика была направлена строго перпендикулярно к поверхности экрана. Перед фотодиодом датчика установлены отрезные светофильтры производства компании "Фотооптик-Фильтры", отсекающие ИК-излучение от 760 нм, но пропускающие весь видимый свет. Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.

В таблице приведены средние значения и минимальные, и максимальные отклонения от средних значений.

Параметр Среднее Отклонение от среднего
мин., % макс., %
Яркость черного поля 0,25 кд/м² -8,8 14,6
Яркость белого поля 178 кд/м² -6,9 12,1
Контрастность 712:1 -12,9 7,5

Аппаратные измерения показали, что контрастность хорошая, равномерность значений приемлемая. В центре экрана контрастность достигает 760:1 (USB) и 690:1 (VGA), при включении режима Dynamic Contrast установившаяся контрастность возрастает до 26250:1, что близко к заявленному значению 30000:1. График показывает, как при переключении с черного поля на белое работает динамическая подсветка.

Dynamic Contrast

Увеличения яркости ламп подсветки происходит где-то за секунду, и этот процесс видно невооруженным глазом.

Яркость белого поля в центре экрана определялась с помощью яркомера «Аргус-02». При включенном режиме Dynamic Contrast яркость равна 248 кд/м² (USB) и 243 кд/м² (VGA). При отключенном Dynamic Contrast максимальная яркость не превышает 200 кд/м² (USB) и 185 кд/м² (VGA). При уменьшении параметра Brightness, реальная яркость уменьшается, а контрастность не меняется вплоть до Brightness = 25%:

Brightness-Contrast

Это свидетельствует о том, что параметр Brightness в широком диапазоне меняет только яркость ламп подсветки (с помощью ШИМ меняется амплитуда модуляции без изменения ее частоты), то есть без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять от 200 до 80 кд/м², что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. Мерцание ламп подсветки не видно, благодаря высокой частоте модуляции — 180 Гц.

Определение времени отклика и задержки вывода

Мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами). Подключение — VGA.

Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 18,9 вкл. + 1 выкл. = 19,9 мс. Переходы между оттенками серого, в среднем, выполняются за 30 мс в сумме (туда и обратно). Это типичные времена для матрицы без разгона. Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора при VGA-подключении составила около 3 мс, при USB — около 100 мс (при переключении экрана с черного поля на белое, курсор мыши, судя по ощущениям, реагирует быстрее). Несмотря на практическое отсутствие задержки при VGA-подключении, из-за медленной матрицы монитор не очень пригоден для игр в динамичные игры.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в трех направлениях: вертикальном, горизонтальном и диагональном (в направлении от центра к верхнему правому углу экрана (положительные углы) и к нижнему левому углу (отрицательные углы)).

В вертикальной плоскости В горизонтальной плоскости
В вертикальной плоскости.

В горизонтальной плоскости.

В диагональной плоскости Черное поле
По диагонали.

Яркость черного поля.

Контрастность Контрастность
Контрастность.

Контрастность, нижняя часть графика.

Уменьшение яркости белого поля на 50%:

Направление Углы, °
Вертикальное 33/-22
Горизонтальное 45/-45
Диагональное 41/-36

Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. При отклонении вниз более чем на 20° темные оттенки инвертируются, при отклонении вверх на 65° инвертируются светлые (если шаг по оттенкам равен 25%). При отклонении в диагональном направлении, поведение яркости оттенков имеет промежуточный характер между вертикальным и горизонтальным направлениями, инвертирования оттенков не наблюдалось. Контрастность в диапазоне углов +/-82° становится ниже отметки 10:1 при 43° отклонения вниз, и 75° - вправо-влево по горизонтали. Получается, что углы обзора до контрастности 10:1 составляют 150° по горизонтали.

Выводы

Монитор не совсем обычный. Традиционно считающееся не эргономичным расположение прямо на столе, без подъема, в данном случае превращается в преимущество — экран монитора хорошо согласуется по высоте с экраном ноутбука. Подключение по USB, которое нельзя, по большому счету, использовать в динамичных играх и при выводе видео, вполне подходит для расширения рабочего стола на дополнительный монитор, куда можно вывести окна с текстовой и графической информацией и т.д. Кроме того, подключив мышку и клавиатуру непосредственно к монитору, пользователь получит возможность подключением всего лишь одного кабеля USB моментально интегрировать ноутбук в состав стационарного рабочего места. К недостаткам можно было бы отнести отсутствие русского языка в меню, но меню очень простое, и, скорее всего, в продаваемых в России экземплярах уже можно будет выбрать русскую версию меню.

Достоинства:

  • аккуратный дизайн;
  • яркость регулируется в широком диапазоне без ущерба для качества изображения;
  • поддержка подключения по USB (DisplayLink);
  • концентратор на 2 USB-порта;
  • возможность последовательного и параллельного подключения мониторов по USB;

Недостатки:

  • учитывая позиционирование, недостатков нет;

RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

Прыг: 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43
Скок: 10 20 30 40


Похожие ресурсы:

Copyright © 2009 Версия компьютеры
Сейчас 22 октября 2018, 04:15
Система авторегистрации в каталогах, 
           статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги 
           продвижения и рекламы сайтов

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: