Игровой ноутбук недорого

Игровой ноутбук недорого Вопрос: «Существуют ли в природе игровые ноутбуки?» в последние годы весьма волнует многих пользователей. Если верить производителям, то они точно существуют — поставляются же в магазины и продаются. Однако некоторые скептики среди покупателей не склонны верить обещаниям, и справедливо обращают внимание на законы физики. Действительно — а что такое по-настоящему игровая платформа? Это мощный процессор и мощная же видеокарта. Однако мощность в переносном смысле (т. е. вычислительная), как правило, связана и с мощностью в самом прямом смысле — потребляемой и выделяемой. В настольном компьютере это принципиальных проблем не создает, хотя многим и не нравится шум, счета за электричества и многое другое. А вот в портативном волей судьбы приходится идти на компромиссы. Впрочем, даже настольные процессоры давно уже удалось загнать в жесткие рамки по потреблению, тем не менее, не сильно жертвуя производительностью, так что ноутбучные модели с TDP 35-45 Вт ныне оказываются тоже вполне достаточными для игрового применения. Правда, стоит отметить, не все с ними гладко до сих пор, поскольку чтобы покупатели не пугались, производителям приходится идти на определенный подлог с маркировками. О чем это мы? Да все просто: например, все знают, что настольные Core i5 — четырехъядерные (за единственным исключением) процессоры, а Core i7 могут иметь четыре или шесть ядер. Но в ноутбуках не так — абсолютно все Core i5 и большая часть Core i7 для этого сегмента это лишь двухъядерные процессоры. Причем в большинстве своем несколько более медленные, нежели настольные Core i3. Хорошо хоть, что и этих на данный момент вполне достаточно для игрового применения, хотя по мере того, как производители игровых движков (пусть и мучительно медленно) осваивают многопоточность разница между настольными и мобильными Core i5 может увеличиться. Однако узким местом в большинстве игр пока оказывается не процессор, а видеокарта.

А вот с последними все еще хуже — топовые настольные модели умудряются «жрать» несколько сотен ватт, что в компактном корпусе никак не приемлемо. И даже если снизить аппетиты раз в пять — все равно многовато, поскольку у многих до сих пор на слуху проблемы с тем, что GPU одно время просто отпаивались от плат. В общем, задача создания приличного GPU для ноутбука остается очень сложной. И тут мы наблюдаем все тот же мухлеж с названиями, только в еще большей степени. К примеру, есть у AMD Radeon HD 6750 и HD 6750M. Казалось бы второе — лишь немного замедленное первое. Однако сравнение технических характеристик показывает, что вовсе не «немного»: 6750М это заторможенный настольный 6570 — те же 480 графических процессоров, но на 600 МГц вместо 650 МГц и еще -10% по частоте памяти. А в настольном 6750 над созданием картинки трудятся уже 720 графических процессоров, да еще и с частотой 700 МГц, и частота памяти составляет не 900, а 1150 МГц. В итоге по пиковой производительности 6750М от своего настольного однофамильца отличается раза так в полтора. Оба GPU относятся к среднему классу, но, как видим, средний ноутбучный класс это где-то в районе бюджетного настольного. И не надейтесь, что в «седьмом» поколении что-то сильно изменилось — 7660М это ровно те же 480 графических процессоров. В общем, разнообразные 6650М, 6750М, 6770М или там 7660М (и подобное) различаются лишь тактовыми частотами и примерно соответствуют уровню настольных видеокарт за 100 долларов и менее. Только вот для настольного компьютера никто не мешает приобрести видеоадаптер и за пару-тройку сотен, а ноутбук с графической системой, более мощной, нежели перечисленные, приобрести будет не таким уж и простым делом. Положение должно измениться после того, как в массовую продажу поступят новые решения серии 7000, производимые по нормам 28 нм, где количество графических процессоров не менее 768 (в еще не анонсированном официально, но уже отгружаемом 7730М, например), а то и более. Однако уже очевидно, что этой быстроногой черепахе никогда не догнать Ахиллеса, поскольку настольные GPU на той же архитектуре и тех же 28 нм уже не только анонсированы, но и поставляются, а их технические характеристики, как правило, еще выше.

В общем, начали за здравие, а закончили за упокой. С другой стороны, а закончили ли? Если бы речь шла о системах с максимальной игровой производительностью, не стоило бы вообще писать статью — то, что портативные компьютеры по пиковой производительности любых систем всегда будут отставать от стационарных, априори очевидно. Максимум, что может потребоваться для подтверждения этого тезиса — просто сравнить спецификации, что мы выше и сделали. Но ведь и далеко не каждый настольный компьютер является мощной игровой станцией с многоядерным процессором и хотя бы одной топовой видеокартой. Основной спрос давно уже сместился в сторону младших графических решений, а то и интегрированных GPU — не потому, что покупателям не нужна производительность, а потому, что максимальный рост продаж давно уже обеспечивают, скажем так, вовсе не богатые Буратино. Тем более, что и игры несколько изменились — огромное количество проектов является кросс-платформенными, а консоли не обновлялись вот уже много лет. То есть «затачивать» проект под максимальную мощность системы уже означает автоматически поставить крест на его продажах. А еще за все годы была выпущена масса популярных игр, в которые до сих пор поиграть интересно. Но если они нормально работали три года назад только на мощном игровом компьютере, то теперь они уже под силу и средненькому или не самому бюджетному ноутбуку. В общем, подытоживая, если стоит цель приобрести максимально-мощный игровой компьютер, который справится с любыми (в том числе, и наиболее современными и технологичными) играми в высоком разрешении и с максимальным качеством, то тут портативные компьютеры были и остаются вне рамок выбора. А вот если заняться более практической задачей — купить компьютер, на котором в числе прочего можно будет поиграть (пусть и не во все хиты, либо не всегда в максимальном качестве), то тут уже… Сникерс с лесным орехом, то есть игровой ноутбук, пожалуй, и правда существует :)

Тем более, что за последнюю пару лет в этом сегменте многое изменилось. Компания Intel, владеющая большей частью графического рынка (за счет интегрированной графики, естественно), революций не свершала. Однако и эволюции оказалось достаточно, чтобы GMA HD 3000 в какой-то степени стал игровым решением. Естественно, это по-прежнему лишь базовый уровень, однако уже неплохой базовый — на уровне дискретных решений не такого уж и далекого прошлого. Т. е. в игры из того самого прошлого на нем играть уже можно. Иногда и в современные тоже.

А вот AMD устроила настоящую революцию, выпустив APU серии Llano, где интегрированный GPU оказался вполне сравним с дискретными решениями начального уровня, чем удалось убить сразу двух зайцев. Во-первых, нынешние ноутбуки без дискретного видео оказываются не менее игровыми, чем некоторые более ранние модели, снабженные оным. Во-вторых, дополнительным козырем в рукаве оказался режим Dual Graphics, т. е. совместная работа двух GPU над созданием картинки. Как мы уже говорили, для настольных систем она не очень интересна именно потому, что там всегда есть возможность установки более мощной одночиповой карты, что будет и быстрее, и проблем потенциальных меньше. А вот в ноутбуках эта технология очень полезна, поскольку мощность мобильных GPU невелика (о чем выше), да и свободы модернизации как таковой нет, так что и такой вариант много лучше, чем ничего.

Но все это была теория. Безусловно, интересная, однако на практика полезнее точный ответ — можно ли играть на современных ноутбуках в современные же игры или, все же, лучше на это изначально не рассчитывать? Конечно, протестировать все игровые приложения на всех возможных конфигурациях ноутбуков, да еще и подобрав для каждого наилучшие настройки (чтоб и быстро, и красиво) за разумный промежуток времени невозможно. А вот решить более простую задачу и наметить качественные ориентиры — реально. Что мы сегодня и сделали.

Испытуемые

Для тестирования мы взяли пять ноутбуков, что дало нам в общей сложности восемь тестовых конфигураций. Модели достаточно сильно отличаются друг от друга, хотя все вполне можно отнести к массовому сегменту — никаких убер-машин, о которых так приятно читать в новостях, но искать в продаже даже и не хочется (и дорого, и экзотика для обычных магазинов), сегодня у нас не будет. А будет, как уже сказано, пять совершенно обычных ноутбуков, причем «изъятых» непосредственно из московской розничной сети. Т. е. если какой-то понравится, его можно пойти и купить.

Задача подробного тестирования каждого из портативных компьютеров не ставилась — это отдельная тема, на которую регулярно выходят отдельные статьи. Но вкратце мы вас с ними познакомим.

Acer Aspire 4830T-2313G32

Открывает наш парад-алле модель, вообще говоря, не относящаяся к игровым, но вполне способная сойти как раз за базовый уровень. Дело в том, что в ней нет дискретного GPU (это удел более дорогих 4830TG), а используется GMA HD 3000, встроенный (в данном случае) в процессор Core i3-2310М, имеющий тактовую частоту 2,1 ГГц. Конечно, в этой серии есть и более мощные процессоры, но нам был интересен именно минимальный уровень. Серия TimelineX в первую очередь позиционируется как универсальные «долгоиграющие» ноутбуки. Поэтому, кстати, их часто снабжают еще и ЖК-дисплеями с не совсем традиционной диагональю 14 дюймов, но с очень привычным разрешением 1366×768. Памяти в нашем экземпляре нашлось 3 ГБ — DDR3-1333 с относительными таймингами 9-9-9-24 (аналогичные параметры будут и у всех прочих, поэтому повторяться мы больше не будем).

В общем, типичная рабочая лошадка, которую вряд ли кто-то станет приобретать специально для игр. Но ничто человеческое владельцу не чуждо, так что, возможно, поиграть ему когда-нибудь тоже захочется. Вот и посмотрим — что из этого может получиться.

Acer Aspire 5560-6343G32

Еще одна серия ноутбуков того же производителя относится уже, скорее, к мультимедийным моделям ноутбуков. До последнего времени и такие обычно комплектовались дискретной графикой, однако этой серии она не необходима — в 5560 используются различные процессоры линейки Llano. Старшие ноутбуки, впрочем, нередко укомплектованы и дискретным GPU, однако мы взяли среднюю и недорогую (до 20 000 рублей, что даже дешевле, нежели 4830T-2313G32) модель, где за все отвечает один APU A6-3400M. Подобно Core i3-2310М, он имеет TDP 35 Вт, но снабжен четырьмя вычислительными ядрами с частотой от 1,4 до 2,3 ГГц в зависимости от нагрузки. Объем памяти — те же 3 ГБ суммарно, однако 512 МБ всегда отобраны на нужды графического ядра Radeon HD 6520G. Диагональ экрана составляет 15,6 дюйма, но разрешение аналогично «базовому» 4830Т: 1366×768.

Acer Aspire 7560G-8358G75

В отличие от предыдущей пары, этот ноутбук так просто с собой каждый день не поносишь — используется дисплей с диагональю 17 дюймов и разрешением 1600×900 точек. Зато и по уровню производительности компьютер близок к некоторым стационарным моделям, поскольку в нем используется четырехъядерный процессор AMD A8-3500M (тактовые частоты 1,5-2,4 ГГц и более мощное, чем в А6, видеоядро), компаньоном которого является дискретный GPU Radeon HD 6650М. Объем памяти составляет уже 8 ГБ, да и винчестеров (что традиционно для семнашек) можно установить пару. В общем, такая своеобразная мощная, но все еще мобильная рабочая станция. То есть то, что можно уже считать действительно игровым, а не просто мультимедийным ноутбуком. Это же относится и к двум следующим героям, но они подороже, а этот ноутбук в продаже вполне реально найти за цену порядка 25 000 рублей.

HP Pavilion DV7 6B04ER

Еще один 17-и дюмовый развлекательный ноутбук на базе процессора A8, однако произведенный Hewlett Packard (а то все Acer, да Acer). Основных отличий от предыдущей модели два: во-первых, чуть более мощный процессор A8-3510MX, работающий на частотах 1,8-2,5 ГГц (но, к сожалению, и теплопакет тут пошире — уже 45 Вт), во-вторых, в качестве дискретного GPU используется уже Radeon HD 6750М, работающий на более высоких частотах, чем 6650М. Соответственно, и игровая производительность должна быть более высокой как в базовом режиме, так и при использовании Dual Graphics. Ну и еще одна особенность — возможности отключить полностью дискретный видеоадаптер компания не предоставила. Что, впрочем, актуально только для тестеров, но неважно для пользователя – зачем отключать то, за что уплачено? :) При этом ноутбук все еще стоит дешевле 30 000 рублей, т. е. психологическую границу в 1000 долларов «не пробивает».

Samsung 700Z5A-S01

Начали с платформы Intel и закончим платформой Intel. Только уже более мощной — тут нам доступен Core i5-2410M, работающий в диапазоне тактовых частот 2,3-2,9 ГГц. Заметим, что теплопакет при этом 35 Вт, т. е. за общие рамки у нас выдается только вышеописанный ноутбук НР. А вот дискретный GPU такой же, как у него — Radeon HD 6750М. Правда, естественно, тут уже ни о каком Dual Graphics речи не идет — только переключение. Объем памяти же немного меньше, чем у двух семнашек на AMD, хотя и тоже вполне достаточный не только для игрового применения: 6 ГБ. Разрешение дисплея — те же 1600×900, но при диагонали 15,6 дюйма. В общем, компактная, но достаточно мощная мобильная рабочая станция универсального назначения. К сожалению и самая дорогая из участвующих в обзоре — средняя цена порядка 35 000 рублей.

Методика тестирования

Для изучения игровой производительности этой пятерки ноутбуков мы воспользовались соответствующим разделом нашей общей методики тестирования процессоров, выбросив оттуда Batman: Arkham Asylum GOTY Edition: движок достаточно старый, так что с ним легко справляется уже и интегрированная графика процессоров серии AMD A6. Кроме того, он не поддерживает Dual Graphics, так что совсем не интересен для двух из пяти ноутбуков. А вот остальные пять приложений — на месте.

Режимов тестирования, как обычно, два. «Низкокачественный» не изменился — облегченные установки и разрешение в районе 720×400 или около того. «Стандартный» же на всех ноутбках использовался в «родном» разрешении матрицы, а не при фиксированных 1680×1050 точек. Последнее можно было бы реализовать подключением внешнего монитора, но мы, все-таки, тестируем конкретно ноутбуки. А то, что при выбранном подходе «семнашкам» приходится выполнять больше работы (на них получается 1600×900 против 1366×768 базовых моделей), так они для того и предназначены :)

Поскольку результатов у нас сегодня относительно немного, мы решили отойти от стандартной практики их нормировки и приведем на диаграммах абсолютные значения «как есть» в простых и понятных кадрах в секунду.

Переключаемая графика: синяки и шишки

Ранее подход к работе у всех производителей был простым: есть дискретная графика — используем ее, нет — значит интегрированная. Сейчас все стало сложнее. За исключением, естественно, режима Dual Graphics, в котором вовсю трудятся оба GPU, а также ноутбуков без дискретного видео — для них ничего не изменилось. Во всех же остальных случаях для экономии энергии используется разумный подход: если задача может работать на интегрированном ядре, используем его, а дискретное включается тогда и только тогда, когда это необходимо.

На платформе AMD с этим проблем нет: оба GPU используют одинаковую технологию и драйверы. Словом, отличаются они только по производительности, но не по функциональности. В играх переключение работает отлично, во всех остальных случаях оно и не требуется, поскольку и интегрированное ядро позволяет получить тот же уровень производительности.

С Intel — сложнее, в чем мы убедились, попробовав запускать на ноутбуке Samsung другие приложения из методики, из-за того, что автоматическое переключение срабатывает не всегда. Например, при воспроизведении видео высокой четкости MPC-HC на дискретное видеоядро переключается, а вот VLC Player этого не делает, пытаясь работать на интегрированном. Чего, в чем мы не раз убеждались, он пока корректно делать не умеет, что приводит к огромному количеству аретфактов, изредка прерываемых фильмом. Аналогично ведут себя и программы профессионального назначения, типа Maya или Creo Elements/Pro — хоть и работают, но очень-очень неспешно, что свойственно GMA HD. Да и в играх возможны шероховатости — например, Metro 2033 при запуске «видит» GMA HD, выдает традиционное для этого случая предупреждение, что из-за не отвечающего системным требованиям оборудования стабильность работы не гарантируется, после чего происходит переключение и… все начинает «бегать» нормально.

В общем и целом, об этом следует помнить. За прошедшие годы производители продвинулись на пути переключаемой графики очень далеко — когда-то для переключения вообще приходилось перегружаться, а сейчас все работает прозрачным образом. Но иногда может столь же прозрачным образом и не работать. Так что если вдруг возникнут непонятные проблемы со стабильностью и/или производительностью приложений, активно использующих GPU — вот потенциальный их источник. Который иногда можно победить переходом в режим ручного администрирования (попросту присвоив приложению статус требующего высокой графической мощности, если производитель ноутбука при адаптации для своего устройства драйверов такую возможность предоставляет, что скорее правило, чем исключение), но это уже некоторое отступление от запланированного подхода «удобно, легко, автоматически».

Aliens vs. Predator

Используемый нами бенчмарк требует обязательную поддержку DirectX 11, так что по вполне понятным причинам GMA HD остается вне конкурса. Возможно, что к лучшему для нее — даже интегрированные Radeon HD как видим обеспечивают в максимальном режиме лишь 10-12 FPS. Дискретный Radeon HD 6650М сумел перевалить за 15 кадров, а 6750М — за 20. И, собственно, все — как видим, даже неплохой (с точки зрения ноутбуков) графики недостаточно, чтобы поиграть в эту игру с выбранными настройками. А вот Dual Graphics положение воистину спасает. Несмотря на название, Radeon HD 6740G2 работает несколько быстрее, чем 6750М, а вот последний GPU в паре с интегрированной графикой A8 (т. е. то, что называется Radeon HD 6755G2) — единственное из протестированных решений способное выбраться за рамки 30 кадров в секунду. Да и результат 6740G2 по-хорошему достаточно высок — настройки придется снижать в меньшей степени, чем пользователю 6750М.

Кстати, на что еще стоит обратить внимание, так это на требовательность игры к количеству ядер процессора — ей не все равно: два их там двухпоточных или обычных, но четыре, что явно следует из результатов A8-3510MX и Core i5-2410M с одинаковой дискретной видеокартой на базе Radeon HD 6750М. А для современных игр такое поведение не является редкостью, причем чем дальше, тем чаще оно будет встречаться.

Кстати и при низких настройках качества преимущество четырехъядерных А8 сохраняется. Но тут уже играть можно на чем угодно — лишь бы игра вообще запустилась :) И эффект от Dual Graphics тоже сохраняется, т. е. «запас прочности» у игровых ноутбуков на базе процессоров AMD выше.

Crysis: Warhead x64

Режим высокого качества в этой игре все еще не по зубам ноутбукам, хотя самой производительной из систем до границы в 30 кадров в секунду остается лишь 10%. Т. е. поддержка со стороны интегрированного Radeon HD 6620G лишней не является — ее почти хватило. А вот на одиночном 6750М придется выключать очень много всего, поскольку производительность необходимо повысить в полтора раза. В общем, во всех случаях есть дефицит, но в одном он в пять раз меньше, чем во втором.

Что происходит если радикально снизить качество? Во-первых, играть можно даже на GMA HD 3000. Во-вторых, полностью пропадает эффект от Dual Graphics — нагрузка на GPU падает, так что на первое место выходят накладные расходы процессорной мощности. А ее вот тут-то как раз AMD и не хватает — игра вполне удовлетворяется и парой ядер, так что наиболее интересна ей пара быстрых ядер.

F1 2010

И опять повторилась картина, уже виденная нами в самой первой игре — только Radeon HD 6755G2 достаточно, чтобы не трогать качество, а все остальные варианты для этого непригодны. Впрочем, в кольцевых автогонках ситуация редко меняется слишком уж резко, так что тут вполне можно пойти на снижение частоты кадров. А вот настройки качества лучше не трогать — красивая достаточно игрушка. Но не на GMA HD 3000, который умудрился показать относительно высокий (на уровне дискретных GPU) результат лишь отрисовывая не все происходящее на экране.

При снижении настроек качество картинки оказывается примерно одинаковым что на GMA, что на Radeon. Производительность — тоже. При этом дискретный видеоадаптер уже как-то и не нужен, поскольку интегрированный может оказаться более быстрым решением, а Dual Graphics становится попросту вредной технологией. С другой стороны, это можно было предположить и заранее — чем меньше нагрузка на видеочасть, тем более важны всяческие побочные эффекты, типа дополнительной нагрузки на процессор или потери от необходимости синхронизировать работу двух GPU.

Far Cry 2

В принципе Far Cry 2 уже не может похвастаться какой-то выдающейся технологичностью, так что тут прирост от Dual Graphics либо очень скромный, либо вообще отсутствует. Но, тем не менее, победителями опять оказались две системы на A8. Вернее одна, но в двух вариантах конфигурации графической системы. А вот ноутбук с той же видеокартой, но на базе Core i5 все же немного отстал. Собственно, опять сказался эффект четырехъядерности, к которому FC2 в режиме высокого качества крайне неравнодушен.

А вот в низком — равнодушен. Тут уж ему пара быстрых ядер нравится больше. Ну и видео пристойное, пожалуй, все равно не повредит — играть можно и на Core i3 с GMA HD 3000, но даже низкочастотный A6 немного быстрее. Не говоря уже о том, что в его случае уже можно начинать искать компромисс между качеством и производительностью, а GMA HD 3000 (что хорошо было видно на предыдущей диаграмме) по производительности отстает от Radeon HD 6520G разика так в полтора.

Metro 2033

Увы, но играть в Metro 2033 с родным разрешением матрицы и высоким уровнем качества на современных ноутбуках все еще невозможно. Dual Graphics, конечно, радует относительным приростом (как и должно быть при такой нагрузке на GPU), но абсолютные цифры у всех слишком низкие. И есть у нас серьезные подозрения, что и вдвое-втрое более дорогая, чем наши герои, конфигурация из Core i7 QM-модификации с Radeon HD 6970M или GeForce GT570M с такой задачей не справится. Поэтому нужно снижать качество.

Как видим, интегрированной графики все равно недостаточно — как бы GMA HD не упрощал себе работу, а все равно лишь 20 кадров в секунду. Интегрированные Radeon HD на 20-30% быстрее, но и этого маловато. А вот дискретной графики уже хватает. И победителем оказывается Core i5 — как и в других играх, снижение качества приводит к тому, что быстрый двухъядерник с HT оказывается более предпочтительным решением, нежели медленный четырехъядерник. Однако если вспомнить предыдущую диаграмму, то можно прийти к выводу, что на системах с Dual Graphics можно «побаловать» себя и более высокими настройками качества, причем с той же частотой кадров. А вот у одиночных видеокарт такого запаса прочности нет совсем.

Итоги

Итак, какие можно сделать выводы? Во-первых, игровые ноутбуки действительно существуют. Если, конечно, у игрока не стоит задача пройти все свежие хиты с максимальным качеством и в комфортном режиме — это далеко не на всяком настольном компьютере возможно, ну а с ноутбуками все еще сложнее, поскольку мобильные видеокарты особой производительностью не отличаются. И вот тут-то как раз возникает смысл обратиться к решениям AMD, поскольку, как видим, интегрированные в A6 и A8 GPU на деле имеют сравнимый с дискретными чипами уровень производительности. При этом они и с технологической точки зрения такие же, да и драйверы используют те же самые. Что это дает? Во-первых, возможность более-менее комфортно эксплуатировать часть игровых приложениях даже на ноутбуках, снабженных исключительно интегрированной графикой. Разумеется, во что-то и как-то можно играть даже на GMA HD 3000, что многие пользователи и делают. Но, во-первых, исключительно при слабых настройках, во-вторых, и в этом случае возможны проблемы с изображением — что-то не будет отрисовываться, а в-третьих, даже запустить удастся не все. А интегрированный Radeon HD — это и есть Radeon HD, где работает все. Пусть и не всегда быстро :) Поэтому если игры важны, то имеет смысл как и раньше приобретать ноутбук с дискретным видеоадаптером и использовать Dual Graphics — прирост может достигать 30-40%, что иногда приводит и к качественному изменению ситуации. Дополнительный бонус — и A6, и A8 являются четырехъядерными процессорами. Пусть каждое из ядер и не слишком быстрое, но игровая индустрия постепенно мигрирует от двухъядерности к многоядерности, так что это начинает иметь значение. А вот у Intel четырехъядерные мобильные процессоры способны выполнять восемь потоков вычислений, да и вообще — каждое ядро быстрее, но… Их очень мало — таковы только Core i7 серии QM. Они стоят дорого — более 350 долларов только лишь за процессор, что мягко говоря плохо совместимо с возможностью их использования в тысячедолларовом (тем более — более дешевом) ноутбуке. Им требуется более дорогой и прожорливый GPU — ведь работать ему придется в одиночку. В общем, нет ничего удивительного, что такие модели стоят раза в полтора дороже аналогов на А8. К примеру, протестированный нами HP Pavilion DV7 6B04ER в Москве легко и непринужденно укладывается в 30 000 рублей, а модификация 6B54ER (в том же корпусе Core i7-2670QM и Radeon HD 6770М) только начинается от 40 000 рублей! Т. е. по сути своей они вообще не пересекаются — совсем разные ценовые группы.

Ну а за одинаковые деньги предложение на платформе Intel слабее — двухъядерный процессор вместо четырехъядерного и никакого Dual Graphics, но при том же дискретном GPU. Таким образом, для игрового применения, как мы уже сказали, лучше всего подходит платформа AMD. Особенно если не гнаться за разрешением дисплея — как мы убедились, все-таки Radeon HD 6740G2 еще маловато для 1600×900 точек, да и Radeon HD 6755G2 с таким разрешением справляется не во всех играх. А вот возьми мы не Acer Aspire 7560G-8358G75, а аналогичный ему по цене и конфигурации (за исключением дисплея и емкости памяти, которую и самому добавить можно) 5560G-8354G64 — быть ему победителем тестирования. Конечно, с точки зрения игрового использования и/или компактности — для работы большее разрешение лучше. Но, поскольку производительность портативных компьютеров все-таки куда ниже, чем у настольных систем, выбор ноутбука — всегда искусство компромисса. Поэтому надеемся, что это тестирование (не претендующее, впрочем, на полноту) хотя бы немного облегчит поиск сбалансированной конфигруации.

Источник Игровой ноутбук недорого


RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

О пользе соблюдения инструкций, или бесплатные советы

О пользе соблюдения инструкций или бесплатные советы Несмотря на бурное развитие "безбумажных технологий" количество документов, напечатанных на бумаге, стремительно растет (особенно в нашей стране). В связи с этим возрастает количество принтеров, находящихся в пользовании различных организаций, а также отдельных граждан. Как следствие, возрастает и количество поломок этой техники. Почти 78% поломок принтеров можно было бы избежать, если бы пользователи соблюдали инструкцию, прилагаемую к принтеру, или хотя бы элементарные правила эксплуатации техники. Очевидно, что для этого клиенту необходимо ознакомиться с инструкцией до того, как он начнет распаковывать и устанавливать принтер. Если инструкция написана на иностранном языке, что, несомненно, является нарушением Закона о правах потребителя, надо обратиться к тому, кто поможет ее перевести. Если же такой возможности нет, надо внимательно рассмотреть все картинки в инструкции. Вполне возможно, то, что непонятно написано, будет очень даже доходчиво нарисовано. В любом случае, мы решили поделиться с Вами и Вашими клиентами правилами, которые фактически являются квинтэссенцией всех инструкций, а также обобщенным многолетним опытом обслуживания и ремонта принтеров.

1. Первое и самое главное правило: сначала подсоединить принтер к компьютеру, а уж потом включать в электрическую сеть. Это правило в упрощенном виде давно известно человечеству, и уходит корнями к таким популярным правилам, как: а) сначала вывинтить пробки, а затем чинить розетку, или б) сначала поставить утюг на подставку, потом его включить, или даже в) сначала зажечь спичку, а уж потом открыть газ.

Если не последовать этому правилу, и подсоединить включенный принтер к работающему компьютеру, у обоих устройств могут сгореть порты ввода-вывода информации. У некоторых принтеров, например Epson Stylus 1000, попутно выходит из строя система измерения количества чернил в картридже. В любом случае, если принтер гарантийный, выход из строя интерфейсной части однозначно идентифицируется специалистами, как нарушение инструкции, при этом гарантия аннулируется.

2. У некоторых принтеров, особенно это относится к старым моделям матричных принтеров Epson, опасно крутить ручку подмотки бумаги при выключенном (!) принтере. Дело в том, что принтер должен знать, где находится передний край загруженного листа, и в зависимости от его положения включает на пути листа разнообразные направляющие ролики или защелки. Поэтому, если его обмануть, он может защелкнуть ролик до того, как лист его пройдет; бумага упрется в ролик, помнется, и, в лучшем случае, придется вытаскивать мятый лист из принтера. А в худшем – выйдут из строя датчик конца листа, печатающая головка, каретка, механизм подачи бумаги, некоторые детали корпуса.

Тем более не рекомендуется крутить эту ручку при включенном принтере. Ко всем вышеописанным последствиям добавится еще несколько, а именно: выход из строя шестеренок, двигателя подачи бумаги и, естественно, самой ручки. Из всего сказанного следует, что вставлять бумагу в принтер следует только по инструкции, а двигать ее или выгружать из принтера можно только с помощью штатных средств, каковыми являются кнопочки на пульте.

3. Работа матричного принтера очень сильно напоминает работу механической пишущей машинки, а принцип передачи изображения на бумагу вообще полностью идентичен. Но если в пишущей машинке можно было красить ленту чернилами, или даже тушью для ресниц, то ленту принтера нельзя красить ничем. Технология изготовления красящей ленты предусматривает нанесение краски при температуре около 90°С, медленное высыхание и впитывание краски в ткань ленты так, чтобы краска на бумагу переносилась только при ударе. Холодная же покраска ленты приводит к переходу краски на иголки печатающей головки, отчего между иголками скапливается густая вязкая масса, мешающая иголкам отскакивать после удара. Это приводит к тому, что иголка цепляется за ленту и ломается. К такому же результату приводит использование в картриджах красящей ленты низкой плотности (как марля). Покупая ленту, посмотрите сквозь нее на свет: если Вы хоть что-то видите – не покупайте.

4. В любой инструкции к принтеру Epson Вы найдете предупреждение типа: используйте только расходные материалы фирмы Epson, либо производителей, отмеченных как Epson Approved. Что касается лазерных или струйных принтеров, там все в порядке, в том смысле, что пользователи либо выполняют это правило, либо уже пренебрегли им и столкнулись с последствиями. Но, казалось бы, что хитрого в конструкции матричного картриджа? Пластмассовая коробка с лентой, картриджи для принтеров Epson делают сотни производителей во всем мире, почему бы не купить что-нибудь подешевле и не Epson Approved?

В нашей фирме тоже не всегда есть оригинальные матричные картриджи Epson, однако специалисты фирмы очень осторожно подходят к выбору картриджей для продажи. Несмотря на простоту конструкции изделия, от этого выбора во многом зависит судьба вашего принтера: картриджи Fullmark и WorldWide Manufacturing, например, вывели из строя огромное количество принтеров. Красящая лента в них частенько зажевывается, вследствие чего выходит из строя узел подмотки. Кроме того, в картриджах этих производителей сама пластмассовая кассета имеет много заусенцев, о которые быстро перетирается токопроводящий шлейф печатающей головки.

Все эти советы касаются в основном матричных принтеров, однако пользование струйными и лазерными принтерами также таит в себе много очевидных хитростей.

5. Струйные принтеры Epson, как правило, сконструированы так, что печатающая пьезоэлектрическая головка отделена от резервуара с чернилами (чернильного картриджа). Благодаря этому струйные картриджи Epson дешевле, чем в струйных принтерах других марок, где термоэлектрическая головка составляет единое целое с чернильницей. Использование пьезоголовок позволило увеличить разрешение печати и уменьшить размеры дюз, но усложнило процесс замены картриджа.

После того, как в головку нового принтера поставлены первые картриджи, они должны там быть ВСЕГДА!!! Когда чернила в картридже закончились (а принтер ведет счет каждой капельке, не только напечатанной на бумаге, но и использованной при прокачке головки), необходимо вытащить использованный картридж, и на его место установить новый. Для того, чтобы принтер знал, что ему заменили картридж, делать это необходимо строго по инструкции: на включенном принтере нажать кнопочку (у каждого свою конкретную), головка займет специальную позицию, открыть крышечку, вытащить использованный картридж, распаковать новый, установить на место старого, закрыть крышечку и снова нажать кнопочку (опять же у каждого свою). Если заменить картридж при выключенном принтере, он даже не узнает об этом, и будет считать, что у него по-прежнему старый картридж. Если снять головку (на некоторых моделях она снимается), и, держа ее в руках заменить картридж, получится то же самое. Если вытащить картридж, посмотреть на него, потрясти перед ухом и т.д., одним словом, придя к выводу, что там еще есть чернила, установить его снова в головку, то принтер примет его за новый картридж, обнулит счетчик капель, и начнет работать как ни в чем не бывало. Он даже будет печатать, потому что в картридже всегда остается какое-то количество чернил, а затем чернила кончатся по-настоящему, в дюзы попадет воздух, и с этого момента начнутся необратимые изменения в жизни головки, приводящие к ее смерти.

Кстати, о воздухе! При замене картриджа (не важно, на новый или на старый) в головку неизбежно попадает воздух. Но если замена произведена по правилам, принтер тотчас начинает выполнять процедуру прокачки, чтобы воздушный пузырек прошел через дюзы головки. К тому же новый картридж, только что вынутый из вакуумной упаковки, в течение нескольких минут обладает особыми свойствами: чернила в картридже могут сорбировать (т.е. поглощать) микроскопические пузырьки воздуха, которые неизбежно остаются на стенках дюз. Все вышеизложенное написано на специальной наклейке в виде короткой фразы: "Внимание!!! Снимайте красящий картридж только перед его заменой на новый."

6. Соблюдение вышеперечисленных правил гарантирует надежную работу принтера только в случае, если используются оригинальные струйные картриджи Epson. Однако на рынке присутствует огромное количество так называемых совместимых картриджей, которые производятся различными фирмами, иногда достаточно уважаемыми и всемирно известными. Не кидая камешков в их многочисленные сады и огороды, от имени фирмы Epson доводим до сведения читателей, что инженерами фирмы Epson была разработана специальная система циркуляции чернил, предохраняющая печатающую головку от загрязнений. Разработанные инженерами фирмы Epson чернила имеют особую консистенцию и композиционный состав, свободный от примесей и пыли. Состав этих чернил, как и состав кока-колы держится в секрете, а значит никому неизвестен. Поэтому использование любых других чернил может привести к загрязнению сопел печатающей головки, и преждевременному выходу ее из строя. Автоматически из этого следует, что заправлять картриджи чернилами не следует.

Особое внимание хотим уделить "левым" картриджам, т.е. искусно выполненным подделкам, на которых присутствуют все отличительные признаки Epson: темно-синяя упаковка с соответствующим логотипом, разнообразные наклейки, в том числе и голографическая и т.д. Отличить такой картридж от оригинального очень трудно, однако возможно для специалиста: описание этих подделок Вы всегда найдете в Интернете на сайте www.Epson.ru. Пользователь, покупая такой картридж в магазине, полностью доверяется продавцу, на котором лежит задача проверить полученную партию картриджей на "левизну".

Хочется добавить, что в нашей фирме сразу становится известно о начале таких "эпидемий". Непрерывный поток принтеров с умершими головками, хроническая нехватка складских запасов, недовольство клиентов, упреки коллег-конкурентов… Все это мы наблюдаем два-три раза в год, каждый раз откровенно переживая, когда печатающую головку невозможно вернуть к жизни.

7. Главные правила пользования лазерным принтером просты и немногочисленны: их всего два. Первое правило связано с наличием внутри принтера мощной печки, предназначение которой – нагреть тонер до температуры спекания, чтобы он не осыпался с бумаги. Из этого следует, что нужно использовать бумагу плотностью не ниже 60 г/кв.м, гладкую и хорошего качества. Чтобы бумага не впитывала влагу, храните ее в сухом месте. Если эти требования не будут выполнены, бумага может намотаться на валики печки, и вывести из строя некоторые элементы принтера, особенно чувствительные датчики. Но даже если ничего не сломается, извлечь бумагу самостоятельно клиент не сможет.

К этому же результату может привести использование в качестве бумаги типографских бланков, бумаги, на которой уже что-то напечатано или написано, в том числе и на обратной стороне. Простые чернила или краска (в том числе и типографская) могут размазываться или сходить с бумаги под действием высокой температуры.

Второе правило связано с тонером: клиент не должен заправлять тонер-картридж самостоятельно. Как правило, если тонер кончился, придется покупать новый тонер-картридж, - производитель напишет Вам в инструкции именно это. Однако естественное желание сэкономить деньги заставляет пользователей засыпать в тонер-картридж некий порошок, который продается якобы именно для этого принтера, или, что еще страшнее, универсальный – для всех принтеров. НЕ ВЕРЬТЕ ЭТОМУ!!!

Среди уникальных характеристик каждого лазерного принтера есть такие, как температура печки и скорость движения бумаги. Под эти две характеристики производитель подбирает состав тонера: количество компонентов, их характеристики, процентное соотношение и т.д. Если заправить тонер-картридж порошком другого состава, то возможны следующие неприятности:

  • тонер плохо переходит на фотобарабан, на котором формируется изображение, и текст получается бледный;
  • тонер состоит из более крупных гранул, и изображение получается с низким разрешением, а значит – плохого качества;
  • тонер великолепно передает изображение, с высоким разрешением и яркостью, но легко стирается с бумаги пальцем;
  • тонер не спекается в печке, часть его остается на тефлоновом барабане так же, как нагар в тефлоновой сковороде. Здесь последствий гораздо больше: с тефлонового барабана тонер может перейти на резиновый валик, прижимающий бумагу, и бумага начнет прилипать к кому-нибудь из них с последствиями, описанными выше. Часть тонера с бумаги будет соскребаться так называемыми сепараторами, задача которых отлепить бумагу от тефлонового барабана, передний край сепараторов будет удлиняться, в конце концов, доберется до тефлонового барабана и начнет сдирать с него слой тефлона (аналогия со сковородкой опять допустима). А к барабану без тефлона бумага будет прилипать еще лучше!

Есть множество фирм, которые продают тонер или даже заправляют им картриджи. Именно поэтому на нашем складе всегда в наличии тефлоновые барабаны для различных моделей принтеров.

И напоследок несколько слов про фотобарабан (на самом деле это фотокондуктор, он не всегда имеет форму цилиндра, иногда это селеновая лента). Его надо беречь! Менять его надо реже, чем тонер-картридж, но все же срок его службы ограничен, как правило, несколькими десятками тысяч страниц. Он тоже портится от плохой бумаги, но хуже всего он переносит бумагу со скрепками. Если скрепка отпечатается на фотобарабане, то ее изображение будет появляться через каждые несколько сантиметров напечатанного текста до тех пор, пока фотобарабан не будет заменен.

Источник О пользе соблюдения инструкций, или бесплатные советы


RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

Корпус Zalman GS1200

Корпус Zalman GS1200 Сегодня мы тестируем еще один образец из гаммы корпусов фирмы Zalman, который в описании на официальном сайте отнесен к «корпусам высочайшего класса». Подобные заявления обязывают ко многому, вот и посмотрим, насколько представления производителя о классе собственной продукции совпадут с нашими.

Первое впечатление вполне благоприятное: большая коробка из качественного картона с отличной полиграфией, позволяющей оценить особенности конструкции; есть комментарии на разных языках, включая русский. Для удобства переноски по бокам предусмотрены вырезы для захвата руками.

Компоновка

Корпус Zalman GS1200 представляет собой Full Tower с нижним расположением блока питания. Отсек для БП отделен от остальной части корпуса, но перегородка имеет большие вырезы, поэтому конструктив скорее можно отнести к однообъемным. Этот дополнительный элемент повышает жесткость корпуса в целом, но создает некоторые неудобства при сборке.

Zalman GS1200: Вид со снятой левой стенкой

Сам блок питания надо покупать отдельно; установить его можно вентилятором как вниз, так и вверх — именно на этот случай и рассчитаны упомянутые вырезы в перегородке.

Корпус полностью черный, даже немногочисленные надписи на лицевой панели сделаны неяркой серой краской. Других вариантов цвета производитель не упоминает.

Слотов для 5,25-дюймовых устройств три, еще один слот универсальный — в него можно поставить как 5,25-, так и 3,5-дюймовое устройство с выходом на переднюю панель.

Для установки 3,5-дюймовых жестких дисков предусмотрена система с быстрым доступом: продольная корзина разделена на две части с тремя посадочными местами в каждой; обе части имеют выход на лицевую панель, причем с индивидуальными откидывающимися дверцами, расположенными одна над другой.

Zalman GS1200: Быстрый доступ к HDD               Zalman GS1200: Быстрый доступ к HDD

Дверцы имеют подпружиненные защелки, открывающиеся по нажатию. Петли на нижней кромке каждой дверцы снабжены амортизатором, и после освобождения защелки дверца плавно откидывается вниз. Правда, открытая верхняя дверца не даст открыть или закрыть нижнюю, но это нельзя считать сколь-нибудь существенным недостатком.

Сами диски устанавливаются в контейнеры, на лицевой части которых есть рукоятка для удобства извлечения, а также защелка.

Еще один жесткий диск, в том числе и 2,5-дюймовый, можно установить в нижний 5-дюймовый слот с помощью комплектного адаптера.

Но этим список возможностей для установки HDD/SSD не исчерпывается: на верхней панели корпуса расположена док-станция, в которую можно быстро подключить 2,5/3,5-дюймовый SATA-диск.

Итого получается 8 дисков — вполне достаточно для подавляющего большинства возможных конфигураций компьютеров.

В корпус можно устанавливать полноразмерные материнские платы до e-ATX включительно (и, конечно, все более компактные варианты). Выбор видеокарт также весьма широк — их длина может составлять до 345 мм, считая разъем дополнительного питания.

Конструкция

Габариты корпуса впечатляют: размер 570×260×640 мм (В×Ш×Г), вес 12,4 кг (в упаковке — 15,1 кг).

Вес мог быть и еще больше, если бы в конструкции не использовался алюминий: из стали толщиной 0,8 мм сделано само шасси, а боковые стенки изготовлены из 1,2-миллиметрового алюминия. Из тонкого стального листа сделаны и декоративные вентиляционные решетки, занимающие немалую часть внешних поверхностей корпуса, особенно лицевой панели.

Ножки корпуса выполнены в виде двух пластмассовых подставок (передней и задней), которые нужно устанавливать при сборке. Эти подставки немного выступают за габариты корпуса, чтобы повысить устойчивость конструкции, имеющей немалую высоту. Для повышения амортизирующей способности имеются резиновые вставки — правда, довольно твердые.

Передняя и верхняя панели корпуса выполнены из матового пластика, прокрашенного по массе; отпечатки рук на нем заметны слабо. Нижняя панель шасси также закрыта пластиковым корытцем-накладкой; возможно, это сделано не только из соображений эстетики, но еще и для некоторого снижения шумности.

Zalman GS1200: Передняя панель

А вот с алюминиевыми боковыми крышками ситуация несколько хуже, хотя на первый взгляд они выглядят весьма достойно: металл не полированый, а имеет легкую вертикальную штриховку, лишающую поверхность дешевого лоска. Но окраска, естественно, поверхностная, и потому любая царапинка тут же будет выдавать себя металлическим блеском. К тому же и отпечатки рук на боковых стенках заметны лучше, чем на пластиковых деталях.

Боковые края лицевой панели имеют скругление довольно большого радиуса; эта округлость повторяется как на скошенном под углом около 45 градусов переходе к верхней панели, так и на передних краях боковых крышек, поэтому на первый взгляд кажется, что эти крышки должны быть распашными, а не сдвижными, как есть на самом деле.

Zalman GS1200: Вид слева

Почти вся поверхность лицевой панели — и дверцы дисковых отсеков, и заглушки 5-дюймовых слотов — закрыта мелкой металлической сеткой. Каких-либо органов управления спереди нет, лишь на скошенной верхней части находятся индикаторы питания и дисковой активности белого цвета, а также подсвечиваемое таким же белым светом название фирмы.

Все кнопки и разъемы расположились в два ряда в передней части верхней панели: в ближнем ряду (справа налево) кнопка Power, два аудиоразъема и кнопка Reset. Кнопка Power достаточно велика, чтобы ей было удобно пользоваться, и имеет небольшой свободный ход, предотвращающий случайное срабатывание от легкого касания; кнопка Reset гораздо меньше по размеру, и случайно нажать ее будет непросто.

Вторым рядом расположились интерфейсные разъемы (также справа налево): USB 3.0, USB 2.0, eSATA без внешнего питания, затем еще два USB 2.0. Особо отметим: все разъемы расположены с большим шагом, а потому вполне возможно их одновременное использование даже с USB-устройствами, имеющими приличные габариты.

Надписи у кнопок и разъемов сделаны штамповкой в пластмассе, и потому не очень заметны при слабом освещении; однако особой нужды разглядывать их просто нет — всё и так понятно, разве что можно перепутать аудиоразъемы, которые не имеют стандартной окраски.

Zalman GS1200: Док-станция

За рядом внешних портов на верхней панели расположился док для подключения внешних SATA-дисков, выполненный в виде ниши с небольшим наклоном: диск кладется в нишу и вдвигается в окно, прикрытое от пыли подпружиненной шторкой, за которой расположена плата с разъемами. При этом подключенный диск не будет выходить за габариты корпуса; а чтобы корпус диска не царапал пластиковое дно ниши, в комплекте имеется специальный вкладыш, напоминающий коврик для мыши: с одной стороны он прорезиненный, чтобы не скользил по дну ниши, а с другой покрыт тканью, обеспечивающей нормальное скольжение вставляемого диска. Закрепить вкладыш можно полосками двустороннего скотча, которые также есть в комплекте. Помимо эстетического эффекта, коврик-вкладыш обеспечивает и некоторую виброразвязку.

Система вентиляции

Компания Zalman, известный производитель систем охлаждения, оснастила корпус пятью вентиляторами собственного производства, четыре из которых (исключая расположенный на задней панели) имеют неотключаемую синюю светодиодную подсветку.

Два 92-миллиметровых вентилятора, расположенных в откидных крышках лицевой панели, охлаждают жесткие диски в обеих частях корзины. Штатно они подключаются к имеющейся в нижней половине корзины интерфейсной плате, на которой расположен и переключатель, позволяющий менять скорость их вращения изменением напряжения питания (5 или 12 вольт; при пониженном напряжении светодиоды подсветки снижают яркость). Конечно, такое расположение переключателя не позволит оперативно им пользоваться; значит, либо разработчики посчитали, что это не особо нужно, либо просто решили сэкономить на внешней кнопке. В любом случае, стандартные 3-контактные разъемы вентиляторов позволят подключать их к системной плате компьютера.

Оба передних вентилятора снабжены фильтром из мелкоячеистой капроновой сетки. Доступ к фильтру для очистки предельно прост: достаточно откинуть крышку и освободить одну защелку. Точно так же можно добраться и до самого́ вентилятора для обслуживания или замены.

К сожалению, этим перечень фильтров исчерпывается — если не считать тонких поролоновых вкладышей в сетчатых заглушках 5-дюймовых слотов.

Верхний вентилятор, вытягивающий теплый воздух из зоны расположения процессорного кулера, имеет размер 200 мм. Он также имеет стандартный 3-контактный разъем, но штатно подключен к интерфейсной плате док-станции. Доступ к этому вентилятору сложнее, чем к лицевым: сначала нужно снять закрывающую его пластиковую верхнюю крышку, отвернув сзади два винта и потянув ее назад.

Zalman GS1200: Вид сверху

Точно такой же вентилятор размещен на левой боковой стенке для подачи воздуха в зону размещения видеокарт и плат расширения. Чтобы не отбирать полезный объем внутри корпуса, его разместили в пластиковом кожухе, закрепленном снаружи на боковой панели. Подключается вентилятор к разъему материнской платы, но при этом кабель вентилятора будет мешать снятию боковой панели. При желании один большой вентилятор можно заменить на один или два поменьше — предусмотрены отверстия для крепления двух 120-миллиметровых вентиляторов.

И, конечно, на задней стенке шасси есть вытяжной вентилятор — 120-миллиметровый с периферийным разъемом (Molex) male+female.

На днище шасси есть возможность крепления еще трех 120-миллиметровых вентиляторов, при этом самый дальний из них окажется под блоком питания. Чисто механически его установке ничто не мешает — БП устанавливается на подиум (об этом ниже), однако особого смысла в таком вентиляторе нет, даже если собственный вентилятор блока питания направлен вверх. Зато ближний донный можно использовать для дополнительного охлаждения жестких дисков, особенно в нижней части корзины; вот только для максимальной эффективности ставить его нужно так, чтобы он обдувал диски, а не вытягивал теплый воздух из-под них (помните школьную физику: нагретый воздух поднимается, а не опускается), и в отстутствие фильтра мы получим настоящий пылесос… То же можно сказать и про средний вентилятор; собственно, в руководстве пользователя упомянут только он, однако крепежные отверстия есть и для двух крайних.

Завершая обзор системы вентиляции, отметим возможность установки жидкостных систем охлаждения (для которых на задней стенке шасси есть два отверстия, закрытые резиновыми заглушками с разрезными лепестками), а также наличие дополнительной перфорации на задней стенке шасси и в заглушках плат расширения.

Сборка системного блока

Как говорилось выше, закругления в передней части съемных боковых панелей создают впечатление, что это распашные дверцы, однако снимаются они сдвигом назад; для облегчения снятия крышек на их заднем торце закреплены удобные пластиковые ручки. Фиксация — парами «невыпадающих» винтов с накатными головками. Заметим: на шасси в местах соприкосновения с верхней и нижней кромками боковых панелей приклеены полоски из тонкой резины — очевидно, для снижения шумности при работе.

Сняв боковые панели и немного облегчив вес, переворачиваем корпус и приступаем к креплению подставок, которые находятся в коробке с принадлежностями. Но прежде нужно решить, будем ли устанавливать дополнительный вентилятор на днище шасси под корзиной с дисками и под блоком питания, чтобы потом не пришлось вновь снимать и устанавливать подставки; средний вентилятор можно будет установить и позже.

Еще одно замечание: у лицевой панели снизу есть два отверстия под винты с потайной головкой, закрепляющие ее нижнюю часть на шасси; в нашем экземпляре эти два винта не были установлены, но лежали в пакетике с крепежом. Их можно закрутить, но если впоследствии придется снимать лицевую панель, то сначала надо будет удалить переднюю подставку.

Zalman GS1200: Вид снизу

Теперь можно установить сами подставки, которые крепятся парой защелок и дополнительно фиксируются винтами (по два на каждую подставку).

Если нужно установить 5-дюймовый оптический накопитель, то для этого придется снять лицевую панель, поскольку удалить заглушки без этого не получится (во всяком случае, нам такой «фокус» не удался: защелки заглушки освободить можно, а вот вынуть саму заглушку без риска погнуть ее — никак). И тут придется поработать отверткой: удаляем два винта крепления верхней панели, сдвигаем ее назад, отворачиваем еще два винта, крепящих верхнюю часть лицевой панели, и по три винта с каждого ее бока, и только после этого можно будет отодвинуть панель и снять заглушку.

Зато для установки самого́ накопителя отвертка не нужна — он крепится предустановленными «невыпадающими» винтами с накатными головками. Такими же винтами крепится и адаптер для установки 2,5/3,5-дюймовых устройств в нижний 5-дюймовый слот; для его извлечения, равно как и для удаления 3,5-дюймовой заглушки, лицевую панель снимать не нужно — все можно сделать изнутри.

Девять латунных шестигранных стоек для системной платы уже установлены, а в комплекте крепежа есть целых 11 запасных. Отверстие на задней панели для портов ввода-вывода матплаты не имеет заглушки; прорези для плат расширения закрыты многоразовыми заглушками, закрепленными винтами с накатными головками, а на случай, если все же придется поработать отверткой, отворачивая тугой винт, в противолежащем ребре шасси предусмотрен вырез.

В подложке материнской платы сделано окно для монтажа/демонтажа процессорного кулера без снятия самой платы. Несмотря на приличную толщину металла (около 0,8 мм), жесткость подложки невелика — видимо, из-за отсутствия каких-либо усиливающих конструктивных элементов: подложка практически плоская, и из-за большой площади металл заметно прогибается при нажатии.

Zalman GS1200: Вид со снятой правой стенкой

Размещение верхнего вентилятора на внешней поверхности крышки шасси создало приличный запас для размещения габаритных систем охлаждения процессора.

Кабели от фронтальных разъемов экранированы, и даже место их размещения снизу закрыто металлическим экраном; подключаются они монолитными коннекторами (для аудио есть и HD Audio, и AC’97). Кабель USB 3.0 заканчивается обычным разъемом типа A, предназначенным для подключения к внешнему порту материнской платы или контроллера.

Для прокладки кабелей в подложке материнской платы предусмотрены семь отверстий разной величины; резиновых уплотнителей у них нет, зато имеются пластиковые вставки, предотвращающие перетирание проводов о края вырезов. Зафиксировать пучки проводов можно имеющимися в комплекте нейлоновыми стяжками, прикрепляя их к штампованным ушкам в подложке.

Правда, расположение отверстий не универсально — для нашего тестового комплекта так и не удалось проложить за подложкой кабели питания, идущие к материнской плате. К тому же и защитные вставки в отверстиях держатся плохо.

Сам блок питания можно ставить как до, так и после системной платы. Поскольку фильтра снизу нет, то располагать его лучше вентилятором вверх. Крепится он к задней панели с помощью дополнительной рамки, которую пришлось снять на самом начальном этапе — в отсек для БП была уложена коробка с принадлежностями, в том числе с подставками. Крепится рамка четырьмя винтами с накатными головками; блок питания к ней прикрепляется четырьмя обычными винтами, а потом снаружи вдвигается в отсек. Удобству этой процедуры способствует упоминавшийся подиум, на котором имеются два колесика; вот только на роль амортизаторов эти колесики не годятся, а никаких других элементов, амортизирующих вибрации, не предусмотрено. Зато для извлечения блока питания на рамке есть небольшая ручка.

Zalman GS1200: Установка блока питания

Конечно, при выборе блока питания надо ориентироваться на модели с длиной проводов, достаточной для «скрытой» укладки. А вот в плане размеров ограничений нет: корпус позволит разместить БП практически любой длины, и владелец сможет оснастить свой компьютер очень мощным блоком питания.

Переходим к установке жестких дисков.

Две половины корзины отличаются тем, что задняя часть нижней закрыта платой с разъемами, позволяющей менять диски в режиме Hot Swap. Правда, производитель рекомендует всё же выключать компьютер при манипуляциях с дисками, и предупреждает, что частая смена дисков может привести к повреждению разъемов; что же, замечания абсолютно верные, но зачем тогда было вообще делать возможность смены дисков?

Питание на плату (а соответственно — и на подключенные к ней диски) вполне разумно подается с помощью двух 4-контактных периферийных разъемов Molex (именно двух: один для дисков, второй для лицевых вентиляторов, запитанных через эту же плату).

Плату Hot Swap можно переставить и на верхнюю половину корзины; производитель упоминает о возможности приобретения второй такой платы в качества дополнительного аксессуара, но есть большое сомнение, что эта возможность будет реальной. В нашем случае был еще один повод к перестановке платы: тестовый блок питания имеет всего один шлейф с периферийными разъемами, которые нужно было подключить как в самом низу, к плате Hot Swap, так и к док-станции, расположенной наверху, а длины проводов не хватало; если же плату переставить повыше, то проблема будет решена без лишних переходников-удлинителей. Отметим, что подсвечиваемый логотип «на лбу» корпуса также питается от разъема Molex, но сдвоенного — male+female, поэтому достаточно трех периферийных коннекторов.

Вторая (верхняя) часть корзины сзади открыта; в принципе, и в ней можно осуществлять быструю смену дисков (в том числе PATA), только возни с кабелями будет больше.

Диски крепятся в сменных контейнерах с помощью штифтов, снабженных резиновыми амортизаторами. Процедура крепления проста, но не совсем очевидна: сначала надо перевернуть контейнер, освободить две защелки и немного сдвинуть одну боковую стенку. После этого можно вставить диск и зафиксировать его, вернув на место боковую стенку контейнера.

А вот дальше дело обстоит не так гладко. Упомянутые чуть выше защелки довольно слабые, и прочностью крепление диска в само́м контейнере не отличается. Есть и еще одна защелка, на этот раз для фиксации контейнера с диском в корзине; но свою роль она выполняет очень плохо, и если в нижней половине делу помогают жестко закрепленные SATA-разъемы, то в верхней половине диск просто болтается… Для тех, кому это придется не по душе, предусмотрена возможность дополнительного крепления двумя винтами — либо диска в контейнере, либо контейнера вместе с диском в корзине; винты в достаточном количестве есть в комплекте крепежа, но тогда о быстрой замене придется забыть, поскольку в первом случае придется работать отверткой, а во втором — снимать боковые стенки.

И, конечно, теплоотвод от корпуса диска на шасси полностью отсутствует, поэтому в плане охлаждения дисковой системы придется уповать на фронтальные вентиляторы.

Чтобы закончить описание сборки, отметим: острых кромок на шасси мы не заметили, однако сайт производителя рекомендует надевать перчатки во избежание повреждения рук.

Тестирование эффективности системы вентиляции корпуса

Последний этап исследования представляет собой тестирование с помощью программных средств, сильно нагружающих различные подсистемы компьютера, что, в свою очередь, обуславливает достаточно мощное тепловыделение. Таким образом можно оценить возможности и производительность системы охлаждения корпуса.

Конфигурация тестового стенда и процедура тестирования описаны в соответствующей методике.

Эффективность системы вентиляции находится на хорошем уровне. Стоит отметить, что отключение передних вентиляторов сказывается только на температуре жесткого диска, да и то не очень заметно, а на температуру остальных компонентов внутри корпуса влияние вообще минимальное.

Измерение уровня шума и оценка вибрации

Измерение уровня шума проводится в соответствии с нашей методикой при помощи шумомера ВШВ-003-М3 в звукоизолированной комнате с типичным уровнем шума 20 дБА. Во время измерения все электроприборы в комнате отключаются.

При различных вариантах расположения корпуса расстояние до головы пользователя также будет весьма заметно отличаться. В данном случае мы приводим значение для двух вариантов производительности системы вентиляции корпуса при условии его настольного размещения.

Акустическая эргономика данной модели находится на уровне ниже среднего. При всех вентиляторах, работающих на номинальном напряжении, уровень шума превышает 50 дБА. Источник с подобным уровнем шума хорошо заметен в любом обитаемом помещении в дневное время суток, и в типовой комнате площадью около 20 квадратных метров даст превышение санитарных норм для жилых помещений (40 дБА) даже при удалении на 2-3 метра.

При отключении двух передних вентиляторов ситуация заметно улучшается. Уровень шума вплотную приближается к среднетипичному уровню, то есть при таком режиме работы корпус можно даже поставить на стол.

Покупателям данного корпуса можно порекомендовать приобрести сразу и дискретный контроллер вентиляторов.

Оценка потребительских качеств

Корпус имеет систему охлаждения хоть и достаточно эффективную, но работающую с высоким уровнем шума в штатном режиме. Печально, что производитель не озаботился установкой какой-либо системы регулирования вентиляции корпуса, хотя компания Zalman известна еще и как производитель реобасов, в том числе многоканальных. В итоге у неискушенного пользователя могут возникнуть проблемы не только с повышенным уровнем шума, но и с физическим подключением вентиляторов, так как для части из них требуются индивидуальные разъемы типа Molex, которыми подключаются в данном корпусе не только вентиляторы, но и другие компоненты. В итоге разъемов может не хватить, а если их и хватит для компонентов корпуса, то их может не достаться, к примеру, аудиокарте или ТВ-тюнеру.

С точки зрения удобства манипулирования во внутреннем объеме корпуса всё тоже не настолько хорошо, как можно было подумать в отношении корпуса подобных размеров. Упомянем и достаточно глубоко расположенную стенку отсеков накопителей, и заметно мешающее горизонтальное ребро жесткости.

К положительным моментам можно отнести отличное качество изготовления корпуса: все детали хорошо подогнаны, люфтов практически нет (в этом плане неприятным исключением являются контейнеры с HDD). Жесткость боковых панелей можно было бы сделать и повыше — корпус все-таки недешевый. Хорошее впечатление произвел и модуль подключения жестких дисков: в отличие от большинства бытовых корпусов, тут жесткими дисками манипулировать удобно, и попадать в разъемы можно с первого раза. Правда, имеется всего два посадочных места для горячего подключения дисков.

В целом корпус скорее будет интересен энтузиастам, желающим заняться кастомизацией системы охлаждения, чем обычному позьзователю, который хочет просто один раз, и желательно быстро, собрать системный блок, чтобы потом наслаждаться его тихой работой.

Позиционирование и выводы

Как часто бывает (к нашему глубокому сожалению), корпус оставляет очень неоднозначное впечатление.

С одной стороны — достойный внешний вид и очень богатое оснащение, включающее четыре разумно расположенных порта USB (один из которых USB 3.0), порт eSATA и док-станцию; возможность быстрой замены дисков; хорошая система вентиляции; высокая жесткость конструкции в целом и съемных боковых панелей в частности, удобный доступ внутрь корпуса и продуманность многих мелочей, связанных со сборкой и эксплуатацией.

С другой стороны — многочисленные огрехи в реализации и мелочная экономия: отсутствие пылевых фильтров в ряде важных мест; управление фронтальными вентиляторами спрятано внутри корпуса; плохая фиксация жестких дисков штатными защелками; «хлипкость» подложки для системной платы.

Размещение органов управления и внешних портов явно рассчитано на напольное расположение будущего компьютера; если же поставить его на стол, то пользоваться кнопками, разъемами и док-станцией, не вставая со стула, будет неудобно даже очень высокому человеку.

Зато быструю замену дисков в штатной корзине удобно делать как раз только при настольном размещении, иначе придется каждый раз «кланяться».

Таким образом, при любом расположении компьютера удобство одних операций неизбежно будет сопровождаться трудностями с другими. К тому же, если компьютер будет стоять на полу (и особенно — под столом), то кому и зачем в таком случае нужна подсветка вентиляторов?

Источник Корпус Zalman GS1200


RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11
Скок: 10 20 30 40


Похожие ресурсы:

Copyright © 2009 Версия компьютеры
Сейчас 25 февраля 2018, 01:31
Система авторегистрации в каталогах, 
           статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги 
           продвижения и рекламы сайтов

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: